Долгожданная премьера состоялась в минувший вторник. Шутка ли? Больше года репетиций, перенос идеи с Большой на Малую сцену, и вот случилось наконец! И снова удача! Радует, что последнее время у театра целый ряд удач! Спектакль вышел очень хороший. Благодаря многим актерским работам, заинтересованности и кропотливому труду Бориса Морозова, спектакль очень явственно рифмуется с сегодняшней действительностью. Мне сейчас могут сказать, что Булгаков писал вечное, ибо. описывая историю французского драматурга, "за кадром" было сталинское время, поэтому вполне логично, что и сегодня эта вещь ко двору оказалась. Оно, конечно, да, но историю надо уметь точно рассказать, расставить акценты. Вот, например, в Театре "Сфера" сделать это не удалось, к сожалению. И здесь у меня были опасения, признаюсь, но все улетучились, к счастью! Сам Борис Афанасьевич определил темой спектакля "Художник и Судьба". Фатум в этом сезоне популярна, вспомнить хотя бы "Царя Эдипа" в постановке Римаса Туминаса в Театре им.Вахтангова. Тема рока, судьбы бесконечна не только для художника, но для каждого из нас. Степень метафизичности зависит от уровня духовного сознания человека. Но, пожалуй, у Булгакова эта тема не столь монозвучна, нежели у Софокла. В спектакле Бориса Афанасьевича красной линией проходит тема Художника и Церкви, что сейчас особенно актуально ввиду различных попыток этого института в нашей стране вмешиваться в светскую жизнь и искусство. И так это здорово сделано, что невольно содрогаешься от слов Людовика "остро пишите"! Получилось остро!
На сегодня самая совершенная актерская работа в спектакле у Николая Лазарева. Его Людовик обладает улыбкой чеширскго кота, вальяжностью движений, снисходительным взглядом и непоколебимым ощущением того, что во Вселенной есть только он и Бог!

Огромным открытием для меня стал Андрей Егоров (Мольер). Таким я его не знала за все 12 лет своих посещений ЦАТРА. Борис Афанасьевич вскрыл в артисте трагическое начало. Конечно, есть еще места в спектакле, над которыми Андрею Павловичу определенно предстоит поработать, но уже абсолютно точно ясно, что для него это фантастическая победа! Есть куски совершенно магнетические - от беспомощного "я не хочу умирать в одиночестве" до "всю жизнь я ему лизал шпоры и думал только одно: не раздави. И вот все-таки - раздавил". Сегодня Андрей Егоров встал в один ряд с великим исполнителями роли Мольера - Юрием Любимовым, Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Юрием Соломиным, Василием Бочкаревым, Александром Ширвиндтом. Впрочем, он весьма серьезно готовился к роли. Была свидетелем посещения минувшей зимой артистом лекции зав. кафедрой искусствоведения ТИ им.Щукина Елены Дунаевой лекции, посвященной Мольеру. Так что, хочется пожелать удачи Андрею Павловичу на новой творческой орбите!

В Ольге Богдановой (Мадлена) пока слишком много от Филумены, но в первом акте хорош кусок после того, как Мольер ей сообщает, что отступить от Арманды он уже не может, поздно. И во втором акте - сцена исповеди.

Та же сцена исповеди пока не очень идет у Сергея Смирнова (Шаррон), присутствует некая карикатурность, но зато во всех остальных сценах, особенно на заседании кабалы (тут мне просто пригрезился наш Патриарх Кирилл), Сергей прекрасен!

Роман Богданов (Захарий Муаррон) восхитителен. Особенно в том моменте, когда Людовик говорит Муаррону: "О Вас сведения, что Вы - слабы артист". Какая гамма чувств разыгрывается при этом на лице Ромы!!! Но в сцене возвращения Захария к Мольеру хотелось бы чуть больше серьёза в покаянии, чуть больше искренности, нежели комедийности.

Максим Чиков (Лагранж) пока несколько суетлив, но, видя преображение этого молодого артиста в роли Керженцева (спектакль "Судьба одного дома"), свершившееся в течение полугода, уверена, что и здесь Максим себя еще проявит с лучшей стороны!

Из всех братьев кабалы выделю Брата Верность в исполнении Вадима Пожарского, как самого органичного и при этом самого точного в реакциях (например, в сцене с отцом Варфоломеем, когда последний произносит слово "требую").

Денис Кутузов (справедливый сапожник) снова явил миру великолепную характерность!

И, наконец, небольшая, но выдающаяся работа Андрея Кочинова (отец Варфоломей). Просто шедевр, описать и пересказать который я не берусь - это надо видеть!

Всем остальным артистам также мой поклон!
Андрей Климов в очередной раз доказал свое высочайшее мастерство художника по костюмам! Анастасия Глебова блестяще справилась с оформлением сценического пространства! А Рубен Затикян в который раз очаровал музыкальным решением!
Всем браво и спасибо! С премьерой!
Несколько фотографий Дмитрия Дубинского со второго спектакля.