Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.10 20:03. Заголовок: Юбилей ЦАТРА


Журнал "Театрал" от 1 июня 2010 г.

Звезда российской армии

Сезон 2009–2010 годов для Центрального академического театра Российской армии – особый. В нынешнем театральном году прославленный коллектив отмечает свое восьмидесятилетие.

Замечательный возраст для театра, в котором уникально все – и сама его профильная направленность, и архитектура не имеющего аналогов здания в форме звезды, располагающего самой большой сценой в Европе, и величественные «дворцовые» лестницы, ведущие в столь же роскошные просторные фойе. Но самое уникальное в этом театре – традиционно блистательная труппа. Среди актеров, работавших в Театре армии, всегда были первые лица отечественной сцены. И сегодня труппу театра можно уверенно назвать драгоценной коллекцией актерских имен и индивидуальностей, среди которых ярчайшие звезды отечественной сцены. Достаточно сказать, что сегодня в Театре армии работают народные артисты СССР Владимир Зельдин, Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, народные артисты России Валерий Абрамов, Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Леон Кукулян, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Федор Чеханков, талантливая, активно занятая в репертуаре молодежь.

Уникальна и история этого необычного коллектива, без которого теперь уже невозможно представить театральный ландшафт России. Впервые о создании специализированного театра Красной армии заговорили в 1922 году, но этой идее дано было осуществиться лишь семь лет спустя в здании бывшего Екатерининского института. С первых же шагов молодой коллектив начал привлекать к сотрудничеству крупных мастеров отечественной культуры – режиссера Юрия Завадского, художников Владимира Дмитриева и Александра Тышлера, композиторов Александра и Бориса Александровых, Дмитрия Кабалевского.

Одним из важнейших этапов в жизни Театра Красной, а впоследствии Советской армии стал приход к художественному руководству выдающегося режиссера и педагога, в прошлом мхатовца, Алексея Дмитриевича Попова, сумевшего в течение нескольких сезонов сделать Театр армии одним из самых интересных творческих коллективов столицы.

В 1937 году А.Д. Попов поставил «Укрощение строптивой» Шекспира, спектакль, вошедший в историю театра как один из самых ярких, озорных, заразительных и изящных спектаклей советской драматической сцены. Накануне войны театр переехал в специально построенное для него уникальное здание, где масштабному таланту режиссера довелось развернуться во всю широту. В течение десяти лет, с 1963 по 1973 год, театр возглавлял сын и творческий преемник Алексея Дмитриевича Попова, замечательный режиссер, артист и педагог Андрей Попов. Многие из представителей «поповской плеяды» продолжают выходить на подмостки ЦАТРА и сегодня. И сегодня в Театре армии – отличная, очень разнообразная по почерку и стилю режиссерская команда, возглавляемая главным режиссером театра, народным артистом России Борисом Морозовым. У взаимоотношений Морозова с армейской сценой тоже есть своя более чем тридцатипятилетняя история. Являясь учеником Андрея Попова, «наследником по прямой» великих традиций прошлого, он участвовал в работе прославленного коллектива еще будучи студентом. После дипломного спектакля в 1973 году он приходит сюда очередным режиссером.

Но в 1977 году Борис Морозов расстается с Театром армии почти на двадцать лет и возвращается обратно уже маститым режиссером в сезоне 1995–1996 годов. Он обращается к ряду пьес классического репертуара: «Много шума из ничего» и «Отелло» У. Шекспира, «Сердце – не камень» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Скупой» Ж. Б. Мольера. Спектакли выходят на Большой сцене и становятся значительным событием в жизни театра в первую очередь благодаря режиссерской современной интерпретации классического наследия. Способность по-новому раскрыть хорошо известное произведение, при этом не перелицовывая его, – одна из отличительных особенностей творчества Морозова. Это относится и к масштабному «Гамлету» и решенным в остром сценическом ключе «Волкам и овцам» А.Н. Островского, и к исполненному высокого патриотизма «Севастопольскому маршу» (по «Севастопольским рассказам» Л.Н. Толстого), и к совершенно оригинальному возобновлению (без преувеличения, культового для истории ЦАТРА спектакля) героической комедии «Давным-давно».

Военная тема по-прежнему занимает неформально важное место в репертуаре ЦАТРА. Своей высшей точки тема любви к Родине в современном своем звучании достигла в последней премьере театра – «Вечно живые» В. Розова, вышедшей незадолго до Дня Победы. Спектаклю присуща редкая на сегодняшний день интонация сердечности и бережности отношения к своим героям – людям, оказавшимся в условиях, диктуемых войной. Роли Бориса и его возлюбленной Вероники сыграны молодыми артистами Анатолием Руденко и Татьяной Морозовой.

Ансамблевость спектаклей ЦАТРА всегда была и остается одним из безусловных достоинств этого необычного творческого коллектива, богатого звездами первой величины. Внимание к артисту и его судьбе всегда было творческим принципом ЦАТРА, которому театр остается верным и сегодня. Недаром генерал-майор Виктор Якимов – директор, а в недавнем прошлом начальник ЦАТРА, – обучался на театроведческом факультете и вдобавок ко всем своим многочисленным регалиям является еще и почетным магистром Международной академии театра. В ЦАТРА «ставят» на артиста, с неформальной теплотой и пышностью отмечают актерские юбилеи. А нынешний год восьмидесятилетия театра особенно богат на юбилеи.

Так, к 95-летию народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина ЦАТРА специально выпустил постановку «Танцы с учителем», в которой резонируют отголоски Альдемаро – легендарной роли Зельдина. Блистательная игра и столь же блистательная физическая форма великого артиста, по-прежнему пластичного, великолепно поющего, элегантного и заразительного, потрясла всю театральную Москву, вызвав восторги и зрителей, и критики.

А в честь семидесятилетия народного артиста России Федора Чеханкова театром выпущена премьера в постановке еще одного юбиляра, главного режиссера театра, народного артиста России Бориса Афанасиевича Морозова – «Шинель» по Николаю Гоголю, в которой Федор Яковлевич блестяще исполнил роль Акакия Акакиевича Башмачкина. Свой юбилей в этом году отпраздновала народная артистка СССР Людмила Ивановна Касаткина, выдающаяся актриса, гордость и слава отечественной культуры, отметившая свой юбилей эксклюзивным вечером «Страницы жизни и творчества Людмилы Касаткиной».

Свои юбилеи отметили еще две королевы армейской сцены – народные артистки России Алина Станиславовна Покровская и Лариса Ивановна Голубкина. В честь своего юбилея Покровская вышла на сцену в специально возобновленном по этому случаю спектакле «Дуэль королевы» Д. Маррелла.

А знаменитая Шурочка Азарова – Лариса Ивановна Голубкина – играет сегодня в трех постановках родного театра по Островскому и в спектакле «Школа любви».

Но главные юбилейные торжества празднования восьмидесятилетия ЦАТРА еще впереди. 10 июня 2010 года на самую большую сцену Европы выйдет вся блистательная труппа ЦАТРА и перелистает страницы своей великой истории.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Администратор




Пост N: 5424
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.10 20:47. Заголовок: Всегда на марше В ф..


Всегда на марше

В финале прошедшего юбилейного вечера, посвященного 80-летию Театра Российской Армии, его главный режиссер Борис Морозов, поблагодарив зрителей за постоянное ощущение единения и душевного контакта между сценой и залом, оптимистично заявил, что "Театр Армии всегда на марше". И действительно, массивная "звезда" ЦАТРА прочно держится на театральном небосклоне, непотопляемая новомодными течениями и стабильно привлекающая в огромный зал свою публику. Как и в истории любого театра, здесь были времена наивысшего подъема, но и в периоды спадов коллектив сохранял достойный художественный уровень постановок и крепкое профессиональное мастерство. Наряду с крупными режиссерскими личностями в театре неизменно ценятся яркие актерские индивидуальности. А нынешний сезон стал рекордным и по числу бенефисов, приуроченных к юбилеям Владимира Зельдина, Людмилы Касаткиной, Алины Покровской, Ларисы Голубкиной и Федора Чеханкова.

В программе же праздничного вечера (режиссер-постановщик Борис Морозов) воспоминания о легендарных спектаклях и ушедших корифеях соединялись с фрагментами из постановок текущего репертуара, в которых заняты как мастера, так и молодые актеры. Короткая официальная часть состояла из поздравлений от Министерства обороны РФ, Парламента РФ, Правительства Москвы и Дома актера. Специфика Театра Армии проявилась, пожалуй, лишь в особо торжественном внесении знамен по команде директора театра - генерал-майора Виктора Якимова. Все же дальнейшее представляло собой красочное и динамичное действо, в котором прошлое перекликалось с настоящим. Так, на экране появилось лицо Алексея Дмитриевича Попова, а Людмила Касаткина произнесла финальный монолог Катарины из его знаменитой шекспировской постановки "Укрощение строптивой". Рассказывал о своем учителе и Николай Пастухов, особо дорожащий "Золотой медалью Алексея Попова". Записанный на пленку покаянный монолог царя из спектакля "Смерть Иоанна Грозного" А.Толстого в исполнении Андрея Попова предварял стремительный скомороший танец. Эпизод из знаменитой "Барабанщицы" играла молодая актриса, а с фотографии на нее словно смотрела первая исполнительница роли Нилы Снижко Людмила Фетисова. Вновь зазвучал в стенах театра до боли знакомый голос еще одной любимицы и труппы, и зрителей - Нины Сазоновой с ее коронной песней "Стою на полустаночке".

Столь органичная для Театра Армии военная тема была представлена восстановленным эпизодом из давнего спектакля "Полководец Суворов", а также отрывком из постановки 2000 года "Ты помнишь" по песням и стихам о Великой Отечественной, и зрители не могли удержаться от оваций, когда зазвучали знаменитые песни из "Белорусского вокзала" и "Офицеров". Силой истинного благородства и достоинства был пронизан монолог Бородина - Валерия Абрамова из розовских "Вечно живых", поставленных к 65-летию Победы и прочитанных как вневременная притча, а Андрей Егоров и Герман Юшко напомнили зрителям о другой войне, представленной в музыкально-публицистической эпопее "Севастопольский марш" по произведениям Л.Толстого. Русская классика - частый гость на подмостках Театра Армии. Так, одну из давно сохраняющихся в репертуаре пьес А.Островского "Сердце не камень" представлял старейшина театра - Александр Петров, а в роли волевой, неукротимо напористой Мурзавецкой из недавней премьеры "Волки и овцы" на сцену вышла Лариса Голубкина. Своего беззащитно трогательного Башмачкина сыграл Федор Чеханков в отрывке из еще одной новой постановки по "Шинели" Н.Гоголя. А данью памяти Геннадию Крынкину, в последний раз выступившему в роли Луки, стала сцена из знакового для конца 90-х горьковского "На дне", рассказывавшего об одиноких и беззащитных героях негероического времени.

Показанные на вечере отрывки продемонстрировали и широкий жанровый диапазон постановок по зарубежной драматургии. Полпредом классики оказался У.Шекспир: в сцене из трагедии "Гамлет" с музыкой Д.Шостаковича появились стремительный, взрывной принц Датский Николая Лазарева и вдохновенный Актер Александра Чутко, а в эпизоде из комедии "Много шума из ничего" молодые актеры погрузили зрителей в атмосферу праздничного, карнавального зрелища. Комедийно-фарсовый диалог из спектакля "Приглашение в замок" Ж.Ануя, исполненный Алиной Покровской и Ольгой Богдановой, сменил печальный монолог загадочной и величественной Странницы, сыгранной Людмилой Чурсиной в красивой испанской притче "Та, которую не ждут" А.Касоны, где философия соединилась с зажигательностью вокально-танцевальных номеров. И в целом праздничное действо словно бы высветило весьма существенную для многих спектаклей музыкальную составляющую. Так, в эпизодах из трех версий знакового для театра спектакля "Давным-давно" царила музыка Т.Хренникова: нежную лиричность интонаций первой исполнительницы роли Шурочки - Любови Добржанской, - прозвучавшую в "Колыбельной Светланы", подхватила Лариса Голубкина, а веселую гусарскую песню по-мальчишески озорно спела Татьяна Морозова. Напоминанием о еще одной легендарной постановке - "Учителе танцев" Лопе де Вега стало болеро, исполненное молодыми артистами театра. В их стремительный танец буквально ворвался Владимир Зельдин, спевший также арию своего любимого благородного рыцаря Дон Кихота из "Человека из Ламанчи", а в финале закружившийся в вальсе с молодой партнершей.

М.Гаевская, газета "Культура", №23, 24-30 июня 2010 г.<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет