Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 5401
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.10 20:34. Заголовок: "Барабанщица" и королева


"Барабанщица" и королева

Говоря о Людмиле Касаткиной, все, актрису знающие, с ней работавшие, вспоминают прежде всего ее человеческий и творческий максимализм, твердость характера, поразительную работоспособность и полное отсутствие самолюбования. "Ангельская" белокуро-голубоглазая внешность отнюдь не стала в судьбе Касаткиной синонимом беззаботного легкомыслия. Да и жизнь давала к этому не слишком много поводов. Ей довелось испытать многое из того, что выпало на долю советско-российского человека ХХ столетия. Быть может, это и закалило характер, заставило отличать подлинность от мишуры, ценить каждый прожитый день. Касаткина не умеет быть спокойной и равнодушной к тому, что ее окружает, ей все интересно, она и в творчестве продолжает искать нечто новое, экспериментировать.

Хотя, глядя со стороны, можно отметить некую жизненную стабильность. Долгие годы творчества Людмила Касаткина отдала одному-единственному театру, бережно поддерживает, тоже единственный, семейный очаг. Впрочем, с мужем, известным кинорежиссером Сергеем Колосовым, у них много общих проблем, тем для разговоров, возможностей для взаимного понимания. В Театр Советской (ныне - Российской) Армии Касаткину пригласил ее учитель Алексей Попов. Казалось бы, столь мощная сценическая структура не слишком соответствует хрупкому обаянию актрисы. Но это обманчивое впечатление. Ведь и спектакли здесь всегда были разными - от массово-батальных до лирически-камерных по своей сути, да и Касаткина предпочитала творческое разнообразие, никогда и не приближаясь к понятию "амплуа".

Тем более что она актриса, что называется, синтетическая: умеет насмешить зрителя и заставить плакать, сыграть "высокую комедию" и бытовой сюжет, быть королевой Елизаветой Тюдор или советской "барабанщицей" Нилой Снижко, погрузиться в отчасти изломанный мир героинь Теннесси Уильямса или в трагикомические ситуации миссис Сэвидж или Мод. А если надо было спеть, станцевать и даже совершить какие-либо акробатические экзерсисы, то и с этим Касаткина всегда блистательно справлялась. Впрочем, к чему прошедшее время? В недавнем спектакле Андрея Житинкина "Школа любви" по знаменитому произведению Хиггинса "Гарольд и Мод" Касаткина крадет тюленя в зоопарке, бьет чечетку, взбирается на дерево - и все это так естественно, что вопрос о возрасте не возникает в принципе. Как и вопрос о консерватизме - актриса прекрасно сработалась с модно-эпатажным Житинкиным и молодыми актерами. И вообще, ее трудно представить брюзжащей на тему: "вот в наше время..."

Хотя, конечно же, многое из подчас доминирующего сегодня в театре и кино для нее неприемлемо. Например, дилетантизм, безвкусица или пошлость. Уж слишком сильна была школа, мудры и авторитетны учителя, профессиональны коллеги-режиссеры. И не только в театре, но и в кино, куда она пришла давным-давно юной Леночкой Воронцовой, "укротительницей тигров". А потом были такие судьбоносные ленты, как "Вызываем огонь на себя", "Помни имя свое", "Укрощение строптивой", "Операция "Трест" и многие другие. Причем рассказывают, что Касаткиной, приступая к той или иной роли, всегда надо было попробовать ситуации и обстоятельства "на ощупь" и "на вкус": поучаствовать во врачебном приеме пациентов или в судебном заседании, даже побывать в бараке концлагеря. Ведь зритель должен ощутить подлинность жизни, а не просто увидеть раскрашенную картинку.

У Касаткиной никогда не было "простых" героинь, плоских и однозначных. Ей важно разглядеть, как персонаж меняется, живет, мыслит и чувствует. Но при этом в каждом ее женском образе всегда есть некий стержень, "хребет", определяющие личностные черты. А еще актриса, переигравшая массу главных и заглавных ролей, никогда не превращала спектакль в собственный бенефис, ценя гармоничность общей картины и чувство ансамбля. И, конечно, не стоит забывать об одном из главных достоинств и "умений" Людмилы Касаткиной: абсолютной непредсказуемости. Она с легкостью обманывает сложившиеся ожидания, удивляет, даже провоцирует. Такой актриса была всегда, остается и сегодня. А что может быть ценнее?

О.Смирнова, газета "Культура", №18, 20-26 мая 2010 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет