Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 5706
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.11 21:22. Заголовок: Рецензии на "Госпожу министершу"


История с бенефисом

Центральный театр Российской армии начал очередной сезон с двойного праздника, так как премьерные представления “Госпожи министерши” были даны в честь исполнительницы главной роли – Ольги Богдановой, в начале августа отметившей свой юбилей.

И то, что для бенефиса одной из ведущих актрис ЦАТРА художественный руководитель театра и постановщик спектакля Борис Морозов выбрал “Госпожу министершу”, неудивительно. Все-таки в центре пьесы сербского драматурга Бронислава Нушича – отлично выписанная острохарактерная (а именно в таком качестве бенефициантка всегда чувствовала себя на сцене наиболее органично; вспомнить, к примеру, ее Варьку из “Мандата” Н.Эрдмана) роль Живки Попович, чья натура претерпевает по ходу сюжета интереснейшие психологические трансформации. Да и рассказанная Нушичем история о внезапном превращении обычной домохозяйки, жены рядового чиновника со скромным жалованьем в супругу министра, несмотря на свою популярность, московскими творческими коллективами по большому счету не слишком заиграна (театралам со стажем, скорее всего, памятен лишь спектакль Театра имени Моссовета с Верой Марецкой – Живкой и Ростиславом Пляттом – Нинковичем, а тем, кто помоложе, – версия Театра имени Вл.Маяковского с Живкой – Галиной Анисимовой). К тому же, датированное 1929 годом произведение Нушича, как говорится, стопроцентно отзывается в сегодняшнем дне с его, если так можно выразиться, преимущественно материальной “окраской”. Вдобавок “Госпожа министерша” – комедия. И комедия качественная, что называется, “с человеческим лицом”, дающая зрителям возможность и от души повеселиться, и задуматься.

К подобной неоднозначной реакции располагает и новый спектакль ЦАТРА.

Спектакль, впрочем, еще не совсем ровный (особенно это касается сильно затянутого второго акта, в течение которого публика то и дело скучает, оживляясь разве что при виде придуманных художником по костюмам Еленой Предводителевой ярких туалетов Живки-министерши). Зрелище отнюдь не камерное (хотя Нушич помещает своих персонажей в компактное комнатное пространство), но с минимумом предметов обстановки (обшарпанной, бедной, потом – шикарной, но безвкусной, как, собственно, и полагается по тексту), размещенной на огромной Большой сцене ЦАТРА (оформление Михаила Смирнова). Последнее выводит описанный Нушичем случай из разряда частных и придает ему какой-то вселенский размах. Правда, конкретную, национальную “привязку” спектаклю обеспечивают сопровождающие действие мелодии с ясно выраженным балканским колоритом (композитор – Лариса Казакова) в интерпретации ведомого аккордеонистом Сергеем Комаровым импровизированного оркестрика. Оркестрик этот присутствует на сцене на протяжении почти всего сценического времени.

Равно как и массовка, состоящая из многочисленной группы детей, видимо, соседей семейства Попович (их призваны изображать учащиеся Студии при ЦАТРА, руководимой актрисой театра Натальей Аристовой) и целого сонма родственников Живки. Каждый из них получит пусть и маленькое, но все же “соло”, когда ставшая министершей Живка будет выслушивать их жалобы на жизненные неудачи. К сожалению, играющим эти роли артистам, за исключением, пожалуй, Софьи Гуськовой (тетя Савка) и Александра Чутко (Савва Мишич), пока не удается соблюсти чувство меры и нарочито не комиковать. Справедливости ради стоит заметить, что в этом же имеет смысл упрекнуть и исполнителей более масштабных ролей – Людмилу Татарову – Джигурду (Дара, дочь Живки) и Николая Лазарева (Чеда, муж Дары). Несколько же добрых слов хочется адресовать Артему Каминскому и Наталье Лоскутовой. Первый в легкой, ироничной манере сыграл секретаря Министерства иностранных дел, а по совместительству “консультанта по хорошему тону” и “любовника по найму” доктора Нинковича. Вторая на крохотном материале роли госпожи Наты Стефанович создала изящный, стилистически точный образ “бывшей министерши”, которая с потерей привилегий сумела сохранить внешний лоск, но продолжает тосковать по социальным благам как по чему-то важному и незаменимому.

То же самое относится и к Живке Бронислава Нушича. Но режиссер Борис Морозов и актриса Ольга Богданова решают иначе. Вместо озлобленной особы, в финале пьесы угрожающей публике после пережитого ею громкого скандала и отставки мужа немного отдохнуть и с новыми силами взяться за пробивание пути в “высшее общество”, мы видим уставшую, словно сбросившую с себя какое-то наваждение женщину.

Ведь красивая жизнь для Живки (Богдановой) всего лишь мечта. Мечта рушится, но остается то, что дороже всех этих личных экипажей, салон-вагонов и прочей “мишуры” – семья, дети, домашний очаг. И Живка – Богданова готова и дальше вместе со своим незадачливым мужем Симой (выразительная работа Александра Разина) довольствоваться малым, как выразился в кулуарах кто-то из проникшихся ситуацией зрителей, “по-студенчески” есть хлеб и запивать его простым молоком.

То, что театр позволяет себе изменить авторский финал и тем самым напомнить нам о вечных ценностях, не может не радовать.

М.Фолкинштейн, газета "Культура", №38, 20.10.2011 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Администратор




Пост N: 5718
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.12 16:29. Заголовок: Служанка-госпожа По..


Служанка-госпожа

Почему сказка про Золушку актуальна во все времена


Худрук Театра Российской армии Борис Морозов поставил в бенефис Ольги Богдановой комедию Бронислава Нушича «Госпожа министерша». Поставил с размахом, задействовав в спектакле все пространство большой сцены, и превратив его в городскую площадь, где играет четверка настоящих музыкантов и носится компания мальчишек.
Комедия «Госпожа министерша» из тех пьес, что обязательно обеспечат кассовые сборы. Ее сюжет никогда не потеряет актуальности: домохозяйка и мужняя жена Живка Попович, окончившая всего три класса школы, в одночасье превратилась во влиятельную светскую даму, поскольку ее супруга вдруг назначили министром. Живка стала ездить в министерском автомобиле, завела себя визитные карточки, где значилось, что она – «госпожа министерша», принялась добывать родственникам важные посты и попыталась поменять в доме все – от мебели до зятя. Аналогии с нынешними российскими реалиями напрашиваются сами собой. Но Морозов не из тех режиссеров, что осовременивают пьесы. Он идет вслед за автором, сохраняя эпоху и колорит.

О Сербии мы знаем немного, поэтому «Госпожа Министерша» больше похожа на сказку. А Живка (в исполнении Ольги Богдановой) сначала напоминает скромную Золушку: носит войлочные тапки, вытирает руки о передник и пытается выпросить у родственницы денег взаймы. А потом превращается в барственную министершу: щеголяет броскими нарядами, меняя платья от сцены к сцене, и бесцеремонно командует чиновниками. Живка хочет переделать мир на свой лад, плетет интриги и очень довольна собой. Но торжество длится недолго. Как положено в сказке, министерша снова становится Золушкой.

Большое пространство сцены и огромный зал Театра Армии диктует актерам свои законы существования и игры. На такой сцене не удастся плести «психологические кружева» или демонстрировать тонкие нюансы поведения: зрители их просто-напросто не увидят. Поэтому актерам приходится играть максимально выразительно, усиливая эмоции и акценты, которые в камерном пространстве показались бы излишними.

Морозов придумывает для каждого из них какую-нибудь комическую или характерную, запоминающуюся деталь. К примеру, компания родственников, явившаяся Живке в дом, состоит из старцев в бараньих папахах и перезрелых дам на грани нервного срыва. А служанка министерши Ганка превращается в роковую красотку наподобие Кармен.

Комическую атмосферу дополняет толпа прохожих, снующих вокруг дома Поповичей. Они то сбиваются в революционные демонстрации, то пляшут под аккордеон, скрипку и ударные, лихо наяривающих бодрые мотивы. Порой кажется, что смотришь не спектакль, а один из фильмов Федерико Феллини, наполненных ностальгией о его детстве в итальянской провинции.

Устроенная на сцене кутерьма особенно сильно подчеркивает контраст между весельем толпы и расстройствами Живки в финале. В голосе актрисы звучат почти трагические ноты. Ее можно понять: ужасно не хочется вновь становиться служанкой, если удалось хотя бы недолго побыть госпожой.

Ю.Тимофеев, журнал "Театрал", №11 за 2011 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет