Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 6544
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.15 00:31. Заголовок: Судьба «барабанщицы»


Судьба «барабанщицы»

У звезды советского театра, ведущей актрисы Центрального театра Советской армии (ЦТСа), Людмилы Фетисовой 7 октября юбилей. Ей исполнилось бы 90 лет. Судьбой ей было отпущено всего 37 лет жизни. Но свет этой театральной звезды не гаснет. Каждый, кто хоть раз видел Фетисову на сцене, запомнил ее на всю жизнь. А для ее сына, Сергея Таратуты, автора многочисленных поэтических сборников, она осталась идеалом и любимой мамой, которой он посвящает свои стихи.

«Вам это не идет»

– Я маму совсем не помню. Если бы знал, что так случится, мог бы напрячь детскую память. Мне было 4 года, когда она умерла. Еще бы, кажется, чуть-чуть и я бы ее запомнил. Остались в памяти лишь мельчайшие детали: мама варит кофе. Кофе убегает, и его коричневые струйки оставляют след на белом кофейнике. Помню, как меня привели в театр на спектакль «Океан». Это была ее последняя роль. Когда я подрос, папа мне говорил: «Жизнь у тебя началась самым страшным образом. Ты лишился матери и какой матери». С годами она стала приходить ко мне в стихах.

Мама закончила Щукинское училище. Была любимой ученицей Цецилии Мансуровой. А сразу после окончания училища Алексей Дмитриевич Попов, который возглавлял ЦТСА, сразу же пригласил ее в театр. Моя мама Попова боготворила, хотя вначале все у нее складывалось негладко. Ее даже хотели уволить за профнепригодность. Дело в том, что мама подрабатывала манекенщицей в Доме моделей. Как-то она пришла в театр прямо после показа с накрашенными ресницами. Попов вызвал ее к себе и сказал: «Люся, вам это не идет». Она объяснила ему про Дом моделей и тут же прибавила: «Я больше не буду туда ходить».

Проснулась знаменитой

Мама всегда верила в себя. И однажды она проснулась знаменитой. Случилось это после спектакля «На той стороне». С тех пор в театр ходили «на Фетисову». К сожалению, ей не пришлось играть в классике. С ней собирались ставить «Чайку», «Бесприданницу» – не успели. Все оборвалось. Играла она только в советских пьесах отнюдь не лучшего качества. Ее звездной ролью стала Нила Снижко в пьесе Афанасия Салынского «Барабанщица». Попробуйте прочитать эту пьесу – вряд ли вам это удастся. Но мама так играла, что на этот спектакль просто ломились. Ее обаяние, заразительность, красота и внутренняя сила никого не могли оставить равнодушными. Успех спектакля был настолько велик, что эту пьесу стали ставить во всех городах. Салынский прекрасно понимал, в чем секрет успеха и говорил мне: «Ваша мама была великой актрисой. Если бы не ее изумительная игра, «Барабанщице» никогда не видать того ошеломляющего успеха».

Он признавался, что смерть мамы для него – одна из самых страшных личных трагедий. А в 1986 году ко мне подошел Александр Володин и сказал: «Если бы не твоя мама, не было бы «Осеннего марафона».

Его «Фабричная девчонка» не относится к числу его лучших пьес. Когда он написал ее, он был еще не известным автором небольших рассказов. «Фабричная девчонка» была его первой пьесой. Маме эта пьеса очень понравилась. Она сыграла в ней, и получился шедевр.

«Теперь ты тяжеловес»

В 29 лет мама получила звание заслуженной артистки. Все вспоминали, что когда она выходила на сцену, зал замирал. Михаил Царев называл ее Ермоловой нашего времени. А Людмила Касаткина говорила: «Люся была кометой. Мы ей завидовали».
Маму приглашали многие театры. Ее буквально рвали на части. Георгий Товстоногов много раз предлагал перейти в БДТ, обещал квартиру на Невском. Она не согласилась. Не захотела уходить из своего театра.

Ее приглашали в кино. Часто присылали сценарии, особенно в последние годы жизни, но так ни разу и не сняли ни в одном фильме. Думаю, многие режиссеры боялись, что она невольно будет тащить одеяло на себя. Она подавляла их масштабом своей личности, к ней нельзя было подстроиться. Да и мама не соглашалась играть то, что ей не хотелось. Она была разборчива и знала себе цену. Любила резать правду-матку. Естественно, не всем это нравилось. Когда к ней пришла известность, папа ее предупреждал: «Теперь ты тяжеловес. Соизмеряй силу удара. Сейчас, даже если ты скажешь что-то вполголоса, ты можешь убить человека».

Роковой финал

После смерти Попова главным режиссером ЦТСА стал Александр Дунаев. Однажды он решил занять Фетисову в каком-то спектакле про войну, слепленном из передовиц «Правды» и «Известий». Конечно, она бы вытянула своей потрясающей игрой и этот спектакль, но… Объясняя актрисе, как он видит ее роль, Дунаев зачем-то прижал ее к себе и сказал следующее: «Люся! Там война, гибнут наши солдаты, льется кровь! Иди, играй». На что мама, услышав эту «по Станиславскому» поставленную задачу, заявила: «Во-первых, вы меня не обнимайте, а во-вторых, я вам не Люся. Мы с вами в одной канаве не валялись». Она была человеком искренним и, думаю, ни разу не промолчала, когда была с чем-то не согласна. Ее жизнь была подвигом творческой честности, неподкупности, прямоты.

Папа рассказывал, что мама была очень веселой, смешливой, но в последний год редко улыбалась и часто плакала. Папа, который ее обожал, пытался успокоить: «Люся, как тебе не стыдно. Ты такая потрясающая актриса, у тебя такой муж, такой сын. Все тебя боготворят. Плюнь на них. Переходи в другой театр». Но она была предана своему театру.

И вот наступил тот роковой день. Мама плохо себя чувствовала, но в театре был худсовет, и она, конечно же, не могла его пропустить, не могла промолчать. В последний раз она вышла из своей квартиры. На худсовете ей стало еще хуже. Федор Чеханков потом рассказывал, будто она стала выступать, говорить, что ей стыдно за театр, и вдруг… потеряла сознание. Ее вынесли на руках. Оказалось, у нее, как и у Андрея Миронова, была аневризма сосудов головного мозга. Папе объясняли, что она была обречена. Ей нельзя было становиться актрисой, но никем другим она быть и не могла. И играть вполсилы не умела. Похоронили маму на Новодевичьем кладбище.

Ни живых, ни мертвых не щадил
Ураган, свалившийся на город.
Он разбит, разорван и распорот
От зубцов кремлевских до могил.
И паденье сломленных стволов
Не смягчили корни или ветки.
И лежат придавленные предки,
Их потомки не находят слов…
Разломилось кладбище на части,
Но одна плита других целей…
И впервые плачу я от счастья
На могиле матери своей.

Е.Владимирова, журнал "Театрал", 07.10.2015г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Администратор




Пост N: 6545
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.15 00:32. Заголовок: И вот еще по случаю ..


И вот еще по случаю 90-летия Людмилы Фетисовой предлагаю посмотреть буклет, подготовленный театроведом Майей Фолкинштенй

Буклет

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет