Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 6479
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.15 15:54. Заголовок: Рецензии на спектакль "Судьба одного дома"


Премьера: шесть мелодий войны

К 70-летию Великой Победы Театр Российской армии представляет грандиозный спектакль "Судьба одного дома" (Шесть мелодий войны) - использована военная проза: "Прокляты и убиты" Астафьева, "Берег" Бондарева, "Сотников" Быкова, "Жизнь и судьба" Гроссмана, "В окопах Сталинграда" Некрасова, "Женя, Женечка и "катюша" Окуджавы и Мотыля. Инсценировал талантливейшие произведения лучших отечественных писателей, которые показали войну во всем ее кровавом ужасе, неоднозначности человеческих проявлений, где соседствуют героизм и предательство, жажда жизни и обреченность, юмор и доброта, артист театра Владимир Еремин.

Самая большая сцена Европы как раз создана для таких масштабных постановок, и, конечно же, к юбилею Великой Победы армейский театр не мог обойтись без нового большого спектакля. Поставил его художественный руководитель Борис Морозов в лучших военных традициях легендарного театра. В репертуаре появился спектакль большого стиля - яркий, многозначный, пронзительный. Выбраны шесть фрагментов из известных произведений, но все их объединяет полуразрушенный дом на семи ветрах и мелодии войны и мира. В последний предвоенный день жители весело проводят время, играют в волейбол, танцуют, целуются, не подозревая, какие испытания их ждут совсем скоро...

Герои Василия Гроссмана собрались в уютной гостиной, чтобы отметить торжество с танцами и музыкой. Но в какой-то момент меняется настроение героев - запахло трагедией: профессор Штрум получает письмо из еврейского гетто от матери. Ее роль проникновенно скупыми штрихами играет Алина Покровская, вызывая слезы у зрителей, воссоздающих в воображении картину ужаса, который испытывали люди.

А война идет по стране, и от сгоревшего дома остался уже один остов. Героев "Проклятых и убитых" сменяют партизаны из "Сотникова" и другие персонажи. Дом, пусть и полуразрушенный, обдуваемый всеми ветрами, - это пристанище и надежда. Это место, где сосредоточено все человеческое, мирное, живое. Именно этот условный "дом" становится легендарным "домом Павлова", который защищают от гитлеровцев герои Некрасова и Бондарева. За ним, на другом берегу, идет ожесточенный бой: грохот канонады, всполохи огня и солдаты, идущие на врага. А в зале ощущение, что ты - пусть на несколько минут - попадаешь в это пекло войны, становясь ее участником, а не сторонним наблюдателем. Но в спектакле удачно "уравновешены" ужасы и страхи войны и то, что порой выручало на фронте, - улыбка, смех, дружеское участие, как в истории с Женей из рассказа "Женя, Женечка и "катюша".

Композитор Рубен Затикян старался музыкально выделить интонацию каждого сюжета. Поэтому мелодии удачно дополняют образ спектакля, отражая обстановку и состояние его героев в разных ситуациях - трагических, патетических, лирических и даже комических.

Спектакль, слава богу, не грешит пафосом и патетикой. Люди в разных обстоятельствах, их судьбы и характеры - вот что притягивает зрителя, который может и поплакать, и посмеяться, и погрустить, и порадоваться, что Великая Победа все же пришла и наша память о подвиге народа жива и не убиваема.

В финале на сцену выходит 93-летний ветеран войны, ведущий артист театра Александр Алексеевич Петров, который служит храму искусства более 60 лет. Он добровольцем ушел на фронт, принимал участие в битве за Сталинград, освобождал Одессу, Будапешт, Прагу, Вену, воевал в Югославии и Германии, дошел до Берлина, награжден орденами и медалями. И этот чудесный свидетель того, что мы только что видели на сцене, рассказывает, что лично пережил на войне, как вместе с однополчанами завоевывал нашу Великую Победу. И это незабываемо.

И.Шведова, газета "Московская правда", 02.05.2015г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


Администратор




Пост N: 6493
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.15 19:22. Заголовок: Судьба одного дома ..


Судьба одного дома

Почётное право открытия XIV Московского международного телевизионно-театрального смотра «Артист и война», посвящённого 70-летию Победы, в этом году было представлено Центральному академическому театру Российской Армии. Именно премьерная постановка «Судьба одного дома» главного армейского театра страны дала старт творческому форуму.


Новый спектакль поставил главный режиссёр ЦАТРА народный артист России Борис Морозов. Это инсценировка Владимира Ерёмина по произведениям Виктора Астафьева («Прокляты и убиты»), Юрия Бондарева («Берег»), Василя Быкова («Сотников»), Василия Гроссмана («Жизнь и судьба»), Виктора Некрасова («В окопах Сталинграда»), Булата Окуджавы и Владимира Мотыля (Женя, Женечка и «катюша»). Шесть авторов. Подзаголовок спектакля так и звучит: «Шесть мелодий войны».
Все писатели, кроме Владимира Мотыля, – фронтовики. Они показали свою войну и Победу.
Конечно, спектаклей, посвящённых Великой Отечественной войне, в ЦАТРА было много. Уже в 1944 году вышел первый из них – «Сталинградцы» (режиссёр А.Д. Попов). В новом веке – «Соловьиная ночь», «Вечно живые». К военным спектаклям можно отнести и «Саня, Ваня, с ними Римас» драматурга Владимира Гуркина.
В постановке нет, что называется, передовой. Это простая и трогательная «жизненная история», случившаяся в далёкой уральской деревушке с людьми, хорошо и трудно живущими в мирное время, пережившими тяготы войны и столкнувшимися с испытаниями послевоенной жизнью. Но страшные сороковые-пороховые бьют наотмашь и через года.
Надо подчеркнуть, что новая постановка Театра Армии совершенно не похожа на прошлые. Это смелый, нелицеприятный, практически не показываемый на театральных подмостках беспощадный взгляд на войну. Его истоки у летописцев Великой Отечественной ещё из предгрозовых тридцатых, когда ковались настоящие и будущие герои Отечества через, быть может, и вынужденную, беспощадность системы. Но как верно и точно Владимир Ерёмин показал через инсценировки лучших из лучших батальных произведений отечественных авторов все приметы военного лихолетья, всю боль народную и его подвижничество во имя Победы! Этот совсем непарадный взгляд на войну даёт особое, сердечное понимание тяжести борьбы за Победу.
Эффект присутствия зрителей чуть ли не непосредственно в самом действе достигается разными путями. Это и великолепный видеоряд, бережно дополняющий происходящее на сцене (несомненный успех режиссёра по видеоряду Андрея Аркуши). И музыка, создающая ещё одну мелодию войны, которая органично вливается в сценическое повествование (композитор Рубен Затикян). А уникальная сценография Анастасии Глебовой даёт возможность ближнего и дальнего фона действия, показывает его масштабность. Можно много рассказывать и о световых находках, о подборе костюмов, о том, что на сцене даже легендарную «катюшу» можно увидеть в движении. Но надо всё это именно видеть, чтобы ещё и должным образом оценить режиссуру и актёрские работы. Как буквально проживают актёры на сцене судьбу своих непростых героев. Конечно, как всегда, прямым попаданием в сердце поражает народная артистка России Алина Покровская, которая играет мать главного героя Виктора Павловича Штрума в отрывке из произведения «Жизнь и судьба» Гроссмана. Образ крупного учёного-физика блестяще создал сам инсценировщик, заслуженный артист России Владимир Ерёмин. Вообще, буквально героями «бессмертного полка» на сцене «живут» все актёры.
А кульминация спектакля, режиссёрский триумф – финал. Когда с небольшим монологом на сцену выходит артист ЦАТРА, народный артист России Александр Алексеевич Петров. В начале Великой Отечественной войны он добровольцем ушёл на фронт. В составе 137-го полка связи участвовал в Сталинградской битве, в освобождении Одессы, Праги, взятии Вены, Будапешта, дошёл с боями до Германии и Югославии. Награждён орденами Отечественной войны II степени, Почёта, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги».
Зал слушал его стоя. И аплодировал так, словно в его лице благодарил всех его товарищей-героев, которые, не жалея самой жизни, дали возможность нам через 70 лет праздновать светлый День Победы!

И.Павлюткина, газета "Красная звезда", 14.05.2015г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Пост N: 6515
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.15 20:33. Заголовок: "Одна на всех.....


"Одна на всех..." За ценой не постояли.

В Центральном академическом театре Российской армии Борис Морозов поставил спектакль «Судьба одного дома» по своеобразной композиции Владимира Еремина, составленной из фрагментов произведений, может быть, самых лучших писателей, прошедших войну и запечатлевших то, что назвали «окопной правдой».

Эти фрагменты взяты из «Проклятых и убитых» Виктора Астафьева, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Сотникова» Василя Быкова, «Берега» Юрия Бондарева, киносценария «Женя, Женечка и «катюша» Булата Окуджавы и Владимира Мотыля и, наверное, одного из самых пронзительных и философских романов отечественной литературы ХХ века, «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана. Одно только перечисление этих произведений заставит, по меньшей мере, два поколения вспомнить, как читались эти романы и повести, когда доходили до нас, с какой болью и горечью, с каким чувством неистребимой гордости , но и боли за свою родину.

Прошли эти времена, выросло поколение, для которого чтение уже не является насущной потребностью, но написанное этими и другими писателями осталось живой, запечатленной в слове, в великом русском языке памятью о тех, кого уже нет и кто еще рядом. Думаю, они оценят ту бережность, с которой Владимир Еремин «вырывал» кусочки этой кровоточащей прозы, соединяя фрагменты в целостное - то целостное по мысли, эмоциям, чувствам, что режиссер Борис Морозов прочитал как глубоко личное повествование о людях, благодаря которым мы празднуем святой праздник Великой Победы.

Признаюсь сразу, что включение в этот своеобразный мартиролог фрагмента из «Жени, Женечки и «катюши» показалось мне немного натянутым. Прекрасно понимая мысль режиссера о том, что надо дать зрителю возможность «вздохнуть» и улыбнуться забавным перипетиям, что случались на войне, этот «мотив» (а жанр спектакля очень точно определен как «Шесть мелодий войны») относится к «лирическим комедиям» в то время как в спектакле речь идет о трагедиях. И зритель, как представляется, не нуждается в снятии напряжения, скорее, наоборот. Хотя нельзя не отметить, как замечательно, энергично, с задором играют здесь молодые артисты Татьяна Морозова, Евгений Безбог, Роман Богданов и все остальные, включая замечательный оркестрик (Сергей Комаров, Александр Барклянский, Александр Богданов, Илья Кириличев).

...Спектакль начинается с последних часов мирной жизни во дворе одного дома - здесь танцуют, играют в домино, перетаскивают в новые квартиры домашний скарб, веселятся, но внезапно заговорит черная «тарелка» и - жизнь эта закончится. Уплывет вверх рисованый дом, а за ним окажется двухэтажная конструкция, символизирующая и первые разрушения, и остатки былого существования, и блиндажи, и еще многое (замечательная сценография Анастасии Глебовой). И - солдаты, вчерашние мальчишки и взрослые люди...

А дальше - мгновенный удар током: «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева, история двух мальчишек, расстрелянных из-за того, что неподалеку, дома, корова отелилась, и они не удержались от того, чтобы сбегать в родную деревню попить парного молока и принести своим однополчанам домашнего хлеба. И были за это расстреляны не столько по суровым военным законам, сколько по тупой исполнительности сотрудников НКВД. Братьев Снегиревых играют студенты РУТИ Иван Гришенков и Ярослав Бережнов - трогательные мальчишки, не понимающие, что «на войне как на войне», они не умеют еще стрелять, не знают, что такое идти в бой и, кажется, не совсем понимают, что за приговор зачитывает перед нами бесстрастным голосом пономаря Очкастый майор (Сергей Данилевич). Но зато это хорошо понимают бойцы роты - командир Щусь, скупо и предельно выразительно сыгранный Сергеем Колесниковым, старовер Рындин (Андрей Новиков из нескольких реплик и молитвы по невинно убиенным создает образ масштабный и сильный), старшина Шпатор Константина Денискина, пытающийся изо всех сил противостоять тому, чему по определению противостоять невозможно...

Очень выразителен Николай Козак, играющий Портнова в быковском «Сотникове», - этот сдержанный, с хорошими манерами бывший руководитель школьного хора пошел служить немцам от чувства собственного достоинства, которое казалось ему попранным при Советской власти: ему недодали, его недооценили, вот и ждет он заслуженных наград... И - слушает пластинку «Вечерний звон». Борис Морозов придумал яркую, бьющую в глаза и в сердце метафору - Сотникова (Юрий Сазонов), старосту Петра (Алексей Крыченков), Демчиху (Инна Серпокрыл) и еврейскую девочку Басю (Марина Павленок из детской студии при ЦАТРА) вешают на колоколах, и печальный и тревожный их звон еще долго сопровождает действие, заставляя нас думать о вечном...

Наверное, немалые трудности пришлось преодолевать Борису Морозову в сценическом прочтении фрагмента из романа «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Ведь телевидение нечасто, но все же демонстрирует фильм с гениально сыгравшим лейтенанта Фарбера Иннокентием Смоктуновским. Соперничать было бы невозможно, но Александр Рожковский с помощью режиссера нашел в своем герое совсем, казалось бы, другие черты - и по-иному зазвучал знакомый текст, и соединение комических и трагических черт глубоко штатского Фарбера произошло органично и естественно.

Замечательно сыграл командира взвода полковой разведки Чумака Андрей Егоров, настолько просто и сильно, словно он шагнул на подмостки прямо с поля боя. Их остается все меньше и меньше после каждой схватки, но когда в финале сцены звучат слова: «Вперед на Берлин!..» - зрительный зал взрывается аплодисментами, потому что Борису Морозову удалось на те часы, что длится спектакль, сделать всех нас участниками происходящего.

Может быть, немного нервного расслабления дает последняя часть, «Берег», но это, как оказывается, необходимо перед эпилогом спектакля, о котором речь впереди. Видимо, происходит это потому, что в романе Юрия Бондарева неразрывно связаны прошлое и настоящее, когда Вадим Никитин (Константин Днепровский) возвращается десятилетия спустя в Берлин. Хотя и здесь нельзя не отметить замечательный актерский ансамбль, в котором справедливо будет выделить Меженина (Антон Морозов) и стоит перед глазами эпизод, когда лейтенант Княжко (очень хорош в этой роли Вадим Пожарский) предлагает своим товарищам послушать тишину, а на экране проплывают лица, лица, лица - словно Бессмертный полк снова проходит перед нашими глазами...

Поскольку спектакль решен, в основном, на сценах массовых, каждому артисту дается слишком мало времени и места, чтобы проявить себя, но особенностью спектакля становится именно массовая, ансамблевая в самом высоком смысле слова энергетика, которая властно захватывает зал, заставляя буквально не дышать в каждом фрагменте, в каждой из шести мелодий, составивших спектакль и слившихся в мощную ораторию памяти. И здесь значительная роль принадлежит композитору Рубену Затикяну - музыка на протяжении спектакля почти не умолкает, но она становится органичной частью действия, порой сопровождая, порой ведя за собой.

Но несомненным центром спектакля является сцена из «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана и играющая мать Виктора Штрума Алина Покровская. Часть сцены обращенная к зрителю спиной, она поворачивается, вклиниваясь в происходящее, и читает свое последнее письмо сыну, крупному ученому-физику. Ни малейшего пафоса нет в простых словах этого письма, Покровская читает его ровным голосом, но ее полные слез глаза говорят о пережитом ужасе куда больше всех слов!.. Рассказ о выселившей ее из комнаты в чулан соседке, о знакомых, которые стали отворачиваться на улице при встрече, о переселении в еврейское гетто перемежается с празднованием Нового года в московской квартире Виктора Штрума (Владимир Еремин), с радостными хлопотами его жены (Наталья Лоскутова), тревогами о муже ее сестры (Наталья Аристова), напускным весельем явившихся гостей - директора института ядерной физики Шишакова (Александр Разин) и парторга Ковченко (Александр Захаров), с танцами и застольем. И за всем этим - словно два силуэта проступают из дымки: вынужденный на предательство Штрум и гибнущая в гетто его мать, последние строки письма которой звучат страшно: «Будь счастлив со всеми теми, кто стал тебе ближе матери... Живи, живи, живи вечно!»

Алина Покровская словно проживает на наших глазах жизнь и судьбу не только этой женщины, для которой и в последний миг жизни главным остается ее сын, но тысяч и тысяч других, - и в этом великая правда материнства, великая правда великого романа...

А после «Берега» настает черед эпилога: на сцену выходит народный артист России Александр Петров, фронтовик, пиджак которого сияет наградами. И своими словами он обращается к нам, еще раз напоминая, какой ценой досталась победа и как должны мы помнить об этом не только в юбилейные дни, но всегда, всегда. Зрительный зал встает, словно один человек, потому что волнение от спектакля достигает апогея. Именно здесь и сейчас понимается глубокий смысл его названия: в словосочетании «Судьба одного дома» главным словом становится «одного». Не того, что расположен по конкретному адресу и был явлен нам в прологе - единого, неделимого дома, который носил название Советский Союз, страны, чья армия-победительница освободила мир. Мы были и остались одним домом, независимо от разделивших нас границ, от национальной принадлежности, потому что, каким бы искусственным ни было соединение разных народов в одну страну, они принесли победу и подарили нам жизнь все вместе.

Н.Старосельская, журнал "Страстной бульвар", №№9-10, 2015г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Пост N: 6638
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.16 00:31. Заголовок: Театральный журналис..


Театральный журналист Александр Мягченков о спектакле 30 января 2016г.:

"Посмотрел премьеру спектакля Бориса Морозова «Судьба одного дома». Интересная работа, талантливая. Жаль, что такое мощное пронзительное начало спектакля не удалось протянуть до финала. О войне с Германией поставлено уже всё что можно, и, тем не менее, автору инсценировки, режиссёру-постановщику, актерам, всему коллективу создателей спектакля удалось открыть нам много нового и не известного о той страшной жизни. В финале на сцене появляется 94–летний народный артист России Александр Петров, человек-легенда, фронтовик-доброволец, который прошел всю войну. Его слова, обращение к нам, зрителям, невозможно слушать без слёз. Но эти слёзы светлые, добрые, возвышающие."

Театральный критик Григорий Заславский о спектакле 23 февраля 2016г.:

"Был сегодня в Театре армии на "Судьбе одного дома". Это - редкий случай хорошего патриотического спектакля, что - большая редкость. Несколько очень хороших ролей. Хороший монтаж эпизодов, такой вот калейдоскоп сюжетов, среди которых, правда, на мой вкус, сильно недостаёт весёлых историй, а на войне было много разного, весёлое - в том числе, и немало, и конечно - фантастический по силе финал, очень простой, неигровой, по сути - доковский.
Выходит народный артист России Александр Петров, не с театральными, а со своими орденами-медалями, 94-летний актер, с палочкой, и красивым, хорошо поставленным голосом очень просто, без метафор и красивых слов, рассказывает о войне, на которую пошёл добровольцем в 41-м, а закончил в 45-м. Это даже сильнее "последнего письма" из "Жизни и судьбы", хотя это - один из сильных сюжетов спектакля Бориса Афанасьевича Морозова."

Обе публикации взяты из аккаунтов в Фейсбуке

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет