Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение



Пост N: 38
Зарегистрирован: 10.03.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.08 17:22. Заголовок: Новый сезон


Театральная площадь

ЦАТРА: Да здравствует сезон!

Вас беспокоит «ЛГ»

6 декабря Центральный академический театр Российской армии открыл новый сезон. Последним среди московских театров. На вполне закономерный вопрос, почему так поздно, отвечает художественный руководитель и главный режиссёр театра Борис МОРОЗОВ.

– Борис Афанасьевич, вас наконец-то можно поздравить.
– С радостью принимаю ваши поздравления. Мы долго ждали этого дня. Открытие сезона для театра всегда праздник, а для нас этот праздник оказался двойным: мы открылись после ремонта. Обновлён планшет Большой сцены, у неё появился новый занавес, в обоих залах установлены новые кресла, преобразились зрительские фойе. Летом, когда я смотрел на царившую у нас разруху, мне не верилось, что вся эта красота возникнет. Такого ремонта наш театр ещё не знал. Мы искренне благодарны Министерству обороны, которое не просто взяло на себя все расходы, но и приняло во внимание наши проблемы. Дело в том, что театр хотели на три года вообще закрыть: слишком велик объём работ. Но для театра это была бы настоящая катастрофа. Поэтому весь процесс разделили на три этапа. На втором будет заменена вся световая аппаратура, а на третьем – звуковая.
– Чем удивлять будете в новом сезоне?
– Ближайшая премьера – спектакль «Та, которую не ждут» по пьесе Алехандро Касоны «Утренняя фея» в постановке А. Бурдонского, где главную роль будет исполнять Людмила Чурсина. Вовсю идёт работа над «Вечно живыми» Виктора Розова, где заняты наши молодые артисты: каждое поколение открывает для себя эту пьесу заново. Перед началом сезона я прочёл одну новую пьесу известного современного драматурга и понял, что её непременно надо ставить. После долгого периода весьма скептического отношения к современной драматургии я впервые столкнулся с таким тонким и глубоким пониманием реалий сегодняшнего дня. В планах театра «Севильский цирюльник» Бомарше, «Петербургские повести» Гоголя и пьеса о Петре I, которую специально для нашего театра пишет драматург Сергей Коротков.
– Говорят, вы уже начали готовиться к юбилею Владимира Михайловича Зельдина. Как чествовать будете?
– Как и полагается чествовать выдающегося актёра – новым спектаклем. В феврале 2010 года Владимиру Михайловичу Зельдину исполнится 95. Специально к этому случаю Ю. Гусман и И. Фридберг написали пьесу – «Танцы с учителем». Надеемся, что спектакль станет достойным подарком не только виновнику торжества, но и нашим зрителям. Как видите, предстоящий 79-й предъюбилейный сезон хоть и начат нами с опозданием, но обещает стать насыщенным и интересным. Ждём всех у нас в театре.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]





Пост N: 39
Зарегистрирован: 10.03.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.08 17:23. Заголовок: Новый сезон


Театральная площадь

Пир в «заражённое» время

ПРОСЦЕНИУМ

Когда в мире уже вовсю бушует кризис, Россия продолжает безостановочно «гулять» на фестивалях, в первую голову – сценического искусства. Не успели завершиться торжества Мельпомены в Омске и Лысьве, как накатила новая волна – во Владимире и Тамбове, Ярославле и Орле… Это, не принимая во внимание тот практически перманентный смотр-слёт в наших столицах.

Понимаю естественную для любого человека ли, города тягу к празднику. Капитаны подмостков ею всё и объясняют: стараемся, мол, для зрителя. Чем мы хуже соседей?! Но похоже, что цеховые профессиональные мероприятия, которыми по сути своей являются большинство фестивалей, постепенно превращаются в наиболее удобный способ отвлечь от реального положения дел, создать дымовую завесу над существующими непростыми проблемами.

А кризис-то, похоже, действительно надвигается на нас нешуточный. Он уже серьёзно аукнулся – и то ли ещё будет! – в общественных отношениях, в социальной, культурной жизни, в театральном деле. Между тем нынешнее плачевное состояние множества разных трупп – как творческое, так и экономическое – хорошо известно. Так как же совместить и понять болезнь и праздник, непрекращающийся пир во время чумы?

Ответ на вопрос ищу, как водится, в самой театральной практике, на фестивалях, где приходится бывать. Вот, убеждена, один из лучших в России, белгородский Щепкинский фестиваль, прошедший недавно в седьмой по счёту раз за двадцать лет своего существования. За эти два десятилетия сам город и область, хорошеющие на глазах, стало не узнать. Уверенно стоит на ногах экономика Белгородчины, базирующаяся на железной руде и сельском хозяйстве. Но «крепкий хозяйственник» губернатор Евгений Савченко не оставляет вниманием и культуру. По всей области отстроены её, культуры, не просто дома – настоящие дворцы, введены солидные губернаторские надбавки к зарплатам всем работникам отрасли. А бесплатные квартиры для артистов, которые, пожалуй, только здесь ещё даются! Ни дать ни взять, социализм в отдельно взятой сфере.

Великий земляк – Михаил Семёнович Щепкин, чьё имя по праву значится в названии и белгородского театра, и проводимого им фестиваля, – увековечен здесь в виде замечательного памятника (стоящего на одной площади с Лениным, да ещё с памятным знаком в честь уничтоженного большевиками монастыря Рождества Богородицы). Есть у него под Белгородом, на малой родине, «в селе Красном, на реке Пенке» – как когда-то написал Пушкин, принудивший актёра засесть за мемуары этой первой фразой рукописи, – и свой музей. Наверное, единственный на периферии театральный музей – ухоженный, красивый, светлый. Хранящий живую память.

Двадцать лет назад двухсотлетие артиста было отмечено правительственным постановлением, торжественным вечером в Большом театре и учреждением фестиваля «Актёры России – Щепкину». 220 лет со дня рождения – не бог весть какая дата, но всё же – ни Минкульт, ни Союз театральных деятелей не заметили, ничем не помогли своему же, если иметь в виду состав учредителей, мероприятию. Всё финансирование, все организационные хлопоты взяли на себя «на местах», благо запас прочности имеется. «Теперь только большие прожекты, грандиозные, континентальные, вселенские у нас «наверху» поддерживаются, а провинция там особо никому не интересна», – с горечью говорит Виктор Слободчук, директор белгородского театра, 35 лет ему отдавший, содержащий и его, и фестиваль в идеальном порядке. И продолжает: «Продуманного государственного плана развития отечественного театра на перспективу, единой государственной политики, да попросту закона о театре по-прежнему нет как нет». Впрочем, чуть позже тон его заметно смягчается: «Мы никому себя не противопоставляем. Мы ни с кем не боремся. Но мы живём интересами зрителей и никогда не откажемся от следования отечественным традициям репертуарного психологического театра. Нам наш Щепкин и наши зрители не позволят иного».

И спектакли, представляющие на фестивале хозяев, озвученные директором «установки» неизменно подтверждают. В предыдущий раз это было «Горе от ума», о котором мы писали – замечательная работа приглашённого на постановку Бориса Морозова, главного режиссёра Театра Российской армии. На сей раз щепкинцы включили в афишу «Заворожённое семейство» по ранней, почти неизвестной пьесе Льва Толстого (правда, у классика она называлась немного по-другому – «Заражённое семейство) и впервые на русском сыгранную драму Теннесси Уильямса «Весенняя гроза». О последней «ЛГ» также рассказывала, а вот толстовская премьера, безусловно, заслуживает отдельного разговора.

До сих пор у этого произведения классика была устойчивая репутация текста «ученического», несовершенного, малосценичного. Но в руках Бориса Морозова пьеса предстала не просто интересной, но актуальнейшей, пророческой. Ещё за несколько лет до появления «Бесов» Достоевского, почти сразу после начала эпохи реформ 1860-х, когда даже Тургенев с явной симпатией относился к нигилисту Базарову, Лев Николаевич пишет в общем-то простую семейную историю в куда как непростом «контексте». Здесь «новые люди», пройдохи и циники, прикрываясь либеральной фразеологией, распевая сладкие песни про свободу любви, стараются разрушить нравственные устои крепкого семейного дома. И эти сущие бесы – обаятельный мерзавец Венеровский (Игорь Ткачёв), вёрткий попрыгунчик, студент и домашний учитель Твердынской (Андрей Манохин, прекрасно обживающий острую гротесковую характерность своего персонажа), Беклешов, буквально упоённый азартом разрушения (Игорь Нарожный) – предстают перед нами убедительными живыми фигурами и не только из «проклятого прошлого»?..

А Вероника Васильева – немыслимая юная красавица и героиня «Весенней грозы» силой талантливого перевоплощения становится здесь весьма противной «эмансипе», что прикрывает демагогией и болтовнёй на модные темы своё, в сущности, глубочайшее женское одиночество, несложившуюся судьбу. Чудные исполнительские творения! И лучшие из них – центральные – помещика Прибышева с женой Марьей Васильевной. Известно, как трудно играть положительных героев, отрицательные – всегда куда выигрышнее и эффектнее. Но Виталию Старикову и Марине Русаковой удаётся не просто обозначить, «провозгласить», но действительно сыграть оплот патриархальных семейных ценностей, чистотой, добротой и прямодушием своим противостоящий надвинувшимся «большим переменам».

И неоценимый помощник всем исполнителям в спектакле – удивительной точности и красоты сценография старейшины цеха театральных художников 90-летнего Иосифа Сумбаташвили. Она при этом несёт в себе ещё и мощную символическую нагрузку: в одной из пустых рамок – колокол, чей звон знаменует самые важные из происходящих событий и словно бы предупреждает: «Не спрашивай по ком он звонит…»

Белгородский фестиваль – не только по своему названию – в первую очередь актёрский. На этом пиршестве замечательных сценических созданий тон всегда задают сами белгородцы. Ну а мастер-классы проводят столичные звёзды, непременно участвующие в щепкинских смотрах. В этом году это были Татьяна Васильевна Доронина, чьей Вассе устроили нескончаемую овацию, Владимир Алексеевич Андреев, продемонстрировавший в спектакле «Невидимки» по пьесе Леонида Зорина такую филигранно кружевную тонкость партнёрства, какая сегодня на вес золота, Алина Покровская, представшая со своими коллегами по ЦАТРА в «Волках и овцах».

Рядом Борис Александров – король Лир из Ульяновска, Сергей Лунин – классический, но такой современно узнаваемый гоголевский Городничий из калужского «Ревизора». Новые твёрдые доказательства поистине безграничных возможностей общей всероссийской труппы.

А ещё белгородский фестиваль – всегда показательный, красноречивый срез «сиюминутной» театральной жизни. Здесь безошибочно понимаешь, что в мире кулис происходит, равно как и что почём. Ясно, что на самый наисерьёзный форум одних шедевров не напасёшься, но не слишком ли велик перепад между лучшими и… остальными из показанных постановок, между явными лидерами и очевидными аутсайдерами. Вопрос, недаром встающий во всей остроте именно здесь.

Слабенький, поверхностный спектакль «Дорогая Памела» – по откровенно коммерческой поделке откуда-то из прошлого – привезли из Вологды. Строится он исключительно на фабуле, на тексте, подчёркивая все драматургические несовершенства. Правда, имелся там неизвестно зачем введённый режиссёром, худруком Вологодской драмы З. Нанобашвили, Человек театра – мим с выбеленным лицом, с которым как с реальным действующим лицом общались персонажи пьесы (притом что совместный способ игры был вовсе не придуман и не продуман). Я называю подобный тип зрелища блочно-панельным строительством: поговорили-поговорили, потом попели-потанцевали, щедрой рукой добавили виньеток для украшения, скрывающих, как правило, внутреннюю непроработанность и пустоту. Примерно так было и в спектакле опытного режиссёра Б. Голубицкого, повторившего в Тамбове своё прежнее орловское прочтение «Обыкновенной истории» И. Гончарова. Версия носит название «Любовь и разочарование молодого человека», но как раз таки любви и разочарований, страданий молодой души, прожитого характера и не было на сцене – только текст, позы, костюмы, внешние приметы, типажи, маски, и всё.

Или зачем привезли в Белгород ярославского «Тевье-молочника»? Откровенно беспомощный спектакль на уровне еврейского анекдота с ученической режиссурой Д. Кожевникова...

Общеизвестно то незавидное положение, в котором находился в последнее время старейший русский театр – Академический имени Фёдора Волкова: почти одни за другим ушли из жизни два его руководителя, труппа растренирована, репертуар и приглашённые режиссёры – по методу «случайной выборки». Но вместо тщательной терпеливой работы по возрождению – сплошная фестивальная лихорадка. И у самих фестиваль, и в гости едут со всеми своими хворями и «болячками». Руководствуясь принципом авось не заметят? Но ведь уникальную свою репутацию теряют прямо на глазах! (Сегодня в Волковском новый директор – один из лучших российских представителей этой профессии Борис Мездрич, приглашённый сюда министерством для наведения порядка. Дай бог, будет сопутствовать ему и театру удача!)

А вот и славный некогда своими подмостками Тамбов. Найденный в далёком прошлом хоть и знаменитейший, но никак не отвечающий за нынешнее состояние дел актёр Рыбаков фактом своего рождения в этом городе дал повод к организации фестиваля, поддержанного – но, кажется, исключительно на уровне пышных словес – самим Малым театром. А может быть, нужно было помочь в первую очередь делом – творчески, идейно, организационно? А то ведь вручают в Тамбове премию ни много ни мало лучшему актёру России – но почему именно здесь, учитывая далеко не блестящее состояние и театра, и его фестиваля?..

Фестивальный конвейер, по сути, только сбивает столь важные для профессионалов да и для зрителей критерии, спутывает все карты. Из города в город, «из Керчи в Вологду» и обратно перемещаются зачастую всё одни и те же спектакли, путешествующие по принципу: я к тебе, ты ко мне. В условиях почти полного искоренения практики ежегодных полноценных гастролей, жизненно любому театру необходимых, эти лишённые по большому счёту творческого смысла «марш-броски» не всегда лучших, а просто удобных для транспортировки представлений (приехали – разместились – показались – «отбанкетировали» – уехали восвояси) становятся чистым паллиативом, тревожащим симптомом. Может быть, не стоит разбазаривать бюджетные, как правило, средства на великое множество больших и малых театральных смотров? Оставить действительно лучшие из них и попробовать вернуться к системе гастролей. Может, время пришло?

Да, конечно, априори всякая встреча хороша и нужна. И праздника на самом деле взыскует душа. Но если нет на него денег и ты не можешь своих гостей даже накормить как следует, стоило ли затеваться?

Хотя, безусловно, фестиваль, подобный «Актёрам России – Щепкину», доказывает всю насущную необходимость самой идеи, замечательной и высокой в своей основе. И я благодарна белгородскому форуму – за искусство, за его очевидные победы и за обидные «проколы», за то, в частности, что вызвал к жизни во многом «антифестивальные» эти размышления.

Анна КУЗНЕЦОВА, БЕЛГОРОД–МОСКВА


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 40
Зарегистрирован: 10.03.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.08 22:03. Заголовок: Новый сезон



ЖУРНАЛ ВКЛЮЧЕН В «ЗОЛОТОЙ ФОНД ПРЕССЫ» РОССИИ
5 декабря 2008
Центральный театр Российской армии





Фото Анатолия МОРКОВКИНА



Сбор труппы

За полгода реставраторы и рабочие сделали почти невозможное: театр стал как новенький. Отремонтированы Большой и Малый залы, заменены кресла, сцены оборудованы новой техникой. Легендарные люстры заменять не стали, только почистили и натерли до блеска. Фойе светится новым мрамором и гардеробной стойкой: ее заново сделали из дерева по сохранившимся чертежам. Во время ремонта труппа была на масштабных гастролях в Казани, Санкт-Петербурге, а также во многих частях Дальневосточного округа и в других регионах России. Соскучившись по работе, труппа ЦАТРА собирается выпустить несколько новых спектаклей. Это пьеса испанца Алехандро Касоны «Та, которую не ждут» с Людмилой Чурсиной и в постановке режиссера Александра Бурдонского. Ко Дню Победы главный режиссер театра Борис Морозов готовит свою сценическую версию знаменитой пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Подарок зрителям готовит и Владимир Зельдин: отмечая свой юбилей, он выйдет на сцену в комедии Лопе де Вега «Учитель танцев». А открылся новый сезон визитной карточкой театра: спектаклем «Давным-давно» с Зельдиным в роли Кутузова.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 41
Зарегистрирован: 10.03.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.08 22:03. Заголовок: Последняя статья из ..


Последняя статья из "Театрала".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 42
Зарегистрирован: 10.03.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.08 22:04. Заголовок: А статья Кузнецовой ..


А статья Кузнецовой из "Литературки". Названия газет не скопировались.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 43
Зарегистрирован: 10.03.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.08 16:57. Заголовок: закрытьГлавная О жу..



закрытьГлавная О журнале Редакция Номера Авторы Темы Российский театр:
информация, проблемы, тенденцииЩепкину посвящается... VII Всероссийский фестиваль «Актеры России — Михаилу Щепкину»
Выпуск №3-113/2008, Фестивали


Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России — Михаилу Щепкину» проводился в нынешнем году в Белгороде уже в седьмой раз и был приурочен к 220-летию М. С. Щепкина. Время, как всегда, было выбрано на редкость удачно — вторая декада октября: голубое небо, еще зеленые деревья, слегка тронутые желто-коричневым отливом, тепло, спокойно и немного грустно, как бывает всегда в близком, уже совсем близком ожидании зимы...

Открылся фестиваль традиционно — возложением цветов к памятнику М. С. Щепкина, уютно расположившемуся у самого входа в театр. Сидит Михаил Семенович в кресле и пытливо поглядывает на зрителей, словно спрашивая: «А вы? Любите ли вы театр? Любите ли вы его так, как люблю я?..»

В Белгороде театр любят, своим театром, носящим имя великого русского артиста, гордятся, спектакли смотрят по несколько раз, а во время фестивалей или гастролей ревниво сравнивают и нередко эти сравнения оказываются в пользу своего, родного театра. И в этом нет никакого «местечкового оттенка»: Белгородский театр по самому серьезному счету — сегодня в числе лучших российских театров. Премьеры последних лет — красноречивое тому свидетельство. Вот и в седьмом фестивале зрителей ожидала встреча с премьерой — спектаклем «Завороженное семейство» Л. Н. Толстого в постановке Бориса Морозова. Но об этом спектакле — чуть позже.

Открывался фестиваль спектаклем «Васса Железнова» М. Горького МХАТа им.М.Горького с блистательной Татьяной Дорониной в главной роли (постановка Б. Щедрина). Спектакль традиционен, отнюдь не нов и никаких театральных открытий в нем, пожалуй, не сыщешь. Но вот Васса Железнова в исполнении Дорониной — это, без преувеличения, серьезное событие. Известные всем и каждому мягкие, «крадущиеся» интонации Татьяны Дорониной в сочетании с могучим характером той, кому не случайно Горький дал фамилию Железнова, как-то особенно обострили слова классика о «человеческой женщине». Татьяна Доронина сыграла совсем не старую, красивую, яркую женщину, чья жизнь уже давно проиграна, но от попыток продлить ее по-своему Васса и не думает отказываться. И смерть ее, мгновенная и неожиданная, решена режиссером и актрисой без привычного надрыва — Васса уходит из гостиной, не на наших глазах угасает этот мощный, строптивый характер...

И еще два спектакля из Москвы стали участниками фестиваля — «Невидимки» Л. Зорина Театра им.М.Н.Ермоловой (постановка В. Андреева) и «Волки и овцы» А. Н. Островского Центрального академического театра российской армии (постановка Б. Морозова).

«Невидимки» Леонида Зорина — пьеса на двоих о человеческом одиночестве и необходимости людей друг в друге. Телефонные разговоры мужчины и женщины, из которых состоит пьеса, заставляют зрителей сопереживать самому течению жизни, как она складывается. Владимир Андреев и Мария Бортник играют замечательно — удивительно просто и ясно — так, что каждый вправе задуматься и о своей жизни, и о своих ошибках и просчетах. Очень простая, но какая светлая история!..

«Волки и овцы» в постановке Бориса Морозова — фейерверк юмора, иронии, но и глубоких размышлений режиссера о нашей сегодняшней жизни, где нашлось место всему тому, что мы еще совсем недавно числили по разряду «их нравов». Надо отдать должное выразительной сценографии старейшего театрального художника Иосифа Сумбаташвили и не менее выразительной, легкой и ироничной музыке композитора Рубена Затикяна — все это вместе создает атмосферу спектакля, который зрители смотрят с неподдельным удовольствием, наслаждаясь мастерством Алины Покровской (Мурзавецкая), Николая Лазарева (Аполлон Викторович), Ольги Дзисько (Анфуса Тихоновна), Юрия Сазонова (Горецкий), Юрия Комиссарова (Павлин Савельич), Татьяны Морозовой (Глафира), Людмилы Татаровой (Купавина)...

Еще одна работа Бориса Морозова была представлена Белгородским государственным академическим драматическим театром им.М.С.Щепкина. Едва ли не впервые в истории русского театра эта незавершенная пьеса Л. Н. Толстого поставлена на сцене. Недооцененная литературоведением, считающаяся в творчестве Толстого не самой большой удачей, многими исследователями просто умолчанная, пьеса «Зараженное семейство» (именно так называется она у писателя) в нашем восприятии находится где-то на обочине главных жизненных интересов Льва Николаевича. А вот Борис Морозов ощутил в ней подлинную, невымышленную важность и современность, вернув «Зараженному семейству», можно сказать, полноту жизни.

Написанная в 1863-1864 годах, эта пьеса явилась своего рода участием в полемике, охватившей в тот момент русское общество. В той самой полемике, в которой приняли участие И. С. Тургенев «Отцами и детьми», Н. С. Лесков романами «Некуда» и «На ножах», Н. Г. Чернышевский романом «Что делать?» и в которой мы ошибочно считали не принимавшим участие Л. Н. Толстого. А он сказал свое слово — сильно, веско, с болью и долей провидения. Если более поздняя его пьеса «Власть тьмы» посвящена «тьме страстей», то «Зараженное семейство» повествует о «тьме идей», которая так же властвует над человеком, над обществом.

Борис Морозов поднял огромный культурный пласт, который, как казалось, давно уже стал никому не интересен, но оказалось, что он представляет невымышленную важность. Ведь и мы сегодня подпали под эту «власть тьмы идей», объясняя веяниями нового века все то, что не укладывается в наши привычные понятия морали, нравственности... Сменив толстовское название на «Завороженное семейство», Борис Морозов не погрешил против главной мысли писателя: если тогда Толстому казалось (именно — казалось), что семейство заражено новыми идеями, то сегодняшний взгляд на пьесу дает все основания думать о завороженности — своеобразном гипнозе, которому подверглись добрые, милые, порядочные члены семейства. Этот гипноз начинает действовать буквально с первых минут начала спектакля, когда раздаются мерные удары колокола, а в рамках на стене появляются лица, фигуры и в какой-то момент все начинают говорить одновременно. Новые идеи, старые идеи, их столкновения, взаимодействия, взаимоотталкивания... Все это было, есть и пребудет всегда, но почему становится вдруг так больно от этого вечного человеческого неумения извлекать уроки из давней и недавней истории, из опыта многих и многих поколений?..

Иван Михайлович Прибышев, глава семейства, в мастерском исполнении Виталия Старикова — человек, который всей душой тянется к новому, свежему, восхищаясь порой: «Вот он, новый-то век!..», но невозможно отделаться от ощущения, что он постоянно испытывает какое-то смущение перед носителем новых идей Венеровским (интересная, хотя еще не до конца отшлифованная работа Игоря Ткачева) — позже и подобный характер, и подобное настроение будут положены Л. Н. Толстым в основу образа Левина в «Анне Карениной», а Прибышев — лишь проба, но какая сильная, какая мощная в интерпретации режиссера и артиста проба!.. А его жена, мягкая, кроткая Марья Васильевна, изумительно сыгранная Мариной Русаковой, — некий прообраз Долли...

Те, кто тесно связан с новыми идеями, — Венеровский, эмансипированная Катерина Матвеевна (блистательная работа Вероники Васильевой!), учитель Твердынский (интересная роль А. Манохина) — показаны крупно, размашисто, нахраписто: они-то убеждены, что будущее принадлежит им, что ими «заворожены» обыватели типа Прибышевых, Николаевых и прочих сторонников старых устоев!..

Об этом спектакле очень интересно думать, рассуждать — жаль, что размеры очерка о фестивале не дают такой возможности.

Белгородский театр показал на фестивале еще один спектакль — «Весеннюю грозу» Тенесси Уильямса в постановке московского режиссера Александра Огарева. Об этом спектакле мне довелось уже писать в «Страстном бульваре, 10», но с радостью отмечаю, что и год спустя «Весенняя гроза» не утратила своей яркой и живой атмосферы, артисты играют так же сильно, как и на премьере.

Очень глубокое впечатление произвел спектакль Ульяновского областного драматического театра им. И.А.Гончарова «Король Лир» У. Шекспира (постановка Ю. Копылова). Постоянный соавтор Копылова сценограф С. Шавловский оформил спектакль таким образом, что огромный красный шар, нависающий над персонажами, не только постоянно привлекает внимание, но и задает бесчисленное количество загадок, которые, кажется, невозможно не разгадывать. Он кажется то земным шаром, то гигантской лампой, в свете которой театрализуется весь быт королевского двора, то своеобразным китайским фонариком, бросающим свои отсветы на трагедию Лира...

Поразительно играет короля Лира Борис Александров! Вся палитра переживаний — от веселого карнавала, в котором ряженые в яркие плащи дочери должны изливаться отцу в своей любви, от пышного торта, изображающего карту государства и кромсаемого ножом, до страшных, трагических прозрений и... финального глубокого обморока. Король Лир в этом спектакле не умирает — он теряет сознание, сидя на троне, а перед ним стоит телега, на которой лежат три его мертвые дочери, словно соединились вновь куски того самого торта...

Режиссер почти уникальной сегодня культуры и мощи мышления, Юрий Копылов выстроил свой спектакль, с одной стороны, вполне традиционно, с другой же — заложив в него огромный культурный пласт: брейгелевские слепые, появляющиеся на сцене, телега, везущая через подмостки то одну, то другую дочь, как предчувствие их конца, Эдмонд Глостер (Д.Верягин), произносящий свой главный монолог: «Природа, ты одна — моя богиня...», подняв лицо к красному шару, причудливо освещающему его, граф Глостер (С.Кондратенко), Освальд (В.Савченко), трактованные без пафоса и прочих излишеств, нередко сопровождающих характеры этих персонажей, смерть Реганы (Ю.Ильина) на фоне битвы братьев Глостеров, Лир, с трудом везущий телегу с мертвыми дочерьми и вскрикивающий: «Навек!.. Навек!..»...

Этот спектакль вызывает сильнейшее эмоциональное переживание и желание думать, вспоминать о нем спустя и долгое время. Впрочем, почти все спектакли Юрия Копылова всегда отличались этим...

Интерес публики и критиков вызвал также «Ревизор» Н. В. Гоголя Калужского областного драматического театра (постановка Александра Плетнева). Об этом спектакле мне тоже доводилось писать на страницах «Страстного бульвара, 10», поэтому отмечу лишь несколько моментов.

Во-первых, явно на пользу спектаклю (его ритму, атмосфере) пошло то, что в роли Городничего выступил не приглашенный из Москвы Валерий Золотухин, а замечательный артист Калужского театра Сергей Лунин — его Сквозник-Дмухановский воспринимается не как «вставной персонаж», а как плоть от плоти этого городка, от которого «три года ни до какой границы не доскачешь». Со всеми здесь у него свои отношения, свои завязки, свои счета. Лукавый и подобострастный одновременно, этот Городничий отнюдь не дурак — он любого умника за пояс заткнет! Тем обиднее его просчет — да уж, на всякого мудреца, как известно, довольно простоты...

Во-вторых, заметно выросли со дня премьеры молодые исполнители — Д. Денисов (Хлестаков), И. Корнилов (Осип), Л. Клец (Шпекин), И. Кумицкий (Бобчинский), увереннее, сильнее стало играть и прекрасное старшее поколение — Е. Соколова (Анна Андреевна), С. Корнюшин (Лука Лукич), Е. Сумин (Ляпкин-Тяпкин), М. Пахоменко (Земляника), М. Кузнецов (Добчинский), В. Логвиновский (превосходный, чрезвычайно выразительный Гибнер)...

Что же касается остальных спектаклей, показанных на фестивале... Наверное, лучше всего было бы сделать вид, что их не было. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова (Ярославль) переживает сегодня не лучшие свои времена. Лишившись в течение короткого времени главного режиссера и директора, благополучный еще совсем недавно театр находится сегодня в явной растерянности. Ничем иным не объяснишь приезд на фестиваль спектакля «Поминальная молитва» Г. Горина (постановка Дениса Кожевникова). Самоигральная пьеса, которую трудно испортить, прозвучала на этот раз с подмостков на удивление уныло. Ощущение возникло такое, что артисты самостоятельно разобрали ее и кое-как слепили действие. И хотя достаточно выразительно играют в спектакле В. Асташин (Тевье), Т. Гладенко (Голда), И. Коврижных (Мотл), В. Соколов (Лейзер), сказать о спектакле решительно нечего — он лишен того, без чего пьеса Григория Горина теряет всякий смысл: атмосферы и энергетики...

Не порадовал и Тамбовский государственный драматический театр. Моноспектакль замечательного артиста Юрия Томилина «Русский актеръ. Биография» сделан без режиссера, а от того — без необходимого строгого отбора материала, без движения образа. Что же касается спектакля «Любовь и разочарование молодого человека» по роману И. А. Гончарова «Обыкновенная история» в постановке Бориса Голубицкого — спектакль отличается несомненной высокой культурой, давно известной любовью прекрасного режиссера к русской классике и умением современно интерпретировать ее, но... что-то не сложилось, не получилось ни любви, ни разочарования юного Александра Адуева (Н.Логинов), а просто смена картинок, словно в калейдоскопе. Инсценировка Виктора Розова, которая давно уже сама по себе стала классикой, подверглась некоторым изменениям, которые обескровили ее, «облегчив» ряд сцен. Хотя было бы несправедливым не отметить очень интересную и выразительную сценографию художника Б. Голодницкого.

И наконец, самое большое разочарование этого фестиваля — спектакль «Дорогая Памела» Д. Патрика Вологодского государственного драматического театра (постановка Зураба Нанобашвили). Поставленный как бенефис замечательной артистки Светланы Трубиной (Памела Кронки), этот спектакль совершенно пуст и трафаретен — ни одного, хотя бы самого маленького открытия в прочтении трогательной пьесы о людях-изгоях, ничего живого в персонажах (кроме самой Памелы)... Поистине удручающее зрелище, о чем говорили все критики на финальной конференции.

Итак, до следующего фестиваля осталось всего каких-то два года — ничто, по сравнению с Вечностью. И деятельный, энергичный и никогда не унывающий директор Белгородского театра Виктор Иванович Слободчук со своей верной помощницей, завлитом театра Людмилой Кондратьевой уже начинают обдумывать — каким ему быть? Если бы это зависело только от них, можно было бы с уверенностью предположить, что все будет замечательно. Но судьба фестиваля зависит от большого количества государственных людей, поэтому давайте пожелаем им подумать над тем, какое подношение преподнести великому русскому артисту, памятник которому не просто красуется у дверей театра, а заставляет помнить, всегда помнить о судьбе русского театра...

Старосельская Наталья, "Страстной бульвар, 10" №3 за 2008 год.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет