Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 4945
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.08 22:38. Заголовок: Гастроли в Казани-2008


Владимир ЗЕЛЬДИН: «Любовь к женщинам помогла дожить до 93 лет»

Видеофрагмент пресс-конференции

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Администратор




Пост N: 4946
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.08 22:41. Заголовок: Его профессия - Дон ..


Его профессия - Дон Кихот

В Казани проходят гастроли Государственного академического театра Российской Армии. Они начались с показа мюзикла Дейла Вассермана и Джона Дэриона на музыку Митча Ли "Человек из Ламанчи" с Владимиром Зельдиным в главной роли. Зал Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля был полон.

"Для подвигов-то нынче не сезон", - говорит один из героев спектакля. Подвиг - это ведь что-то идеальное, это что-то над здравым смыслом, над осторожностью и расчетом. Но герои - и Дон Кихот, и Сервантес - так и будут стремиться к подвигам, словно подтверждая замыленное в советские времена выражение, что место для них всегда есть.

Спектакль поставил Юлий Гусман, в прошлом кавээнщик и шоумен, что продиктовало вполне определенную стилистику постановки, начиная от условных, но вполне уместных декораций, заканчивая нарочитой театральностью действия. Впрочем, перед нами все-таки мюзикл, а не каноническая инсценировка бессмертного романа Сервантеса про Рыцаря Печального Образа. Хотя, если мы все же вернемся к первоисточнику, созданному Сервантесом, то сможем заметить: все варианты прочтения "Дон Кихота", возникавшие на протяжении его уже почти четырехвековой жизни в истории культуры, так или иначе тяготеют к двум противоположным подходам: один акцентирует сугубо комическую сторону похождений и бесед Дон Кихота и Санчо Пансы, другой основан на представлении о том, что за внешним комизмом разнообразных ситуаций, в которых оказывается знаменитая пара сервантесовских героев, за авторской иронией и пародией на рыцарские романы скрывается серьезное, если не трагическое содержание, побуждающее читателя не столько смеяться над Рыцарем Печального Образа, сколько сострадать ему.

Этот известный мюзикл не впервые идет на российской сцене. Публика наверняка помнит удачный спектакль в театре имени В.Маяковского, где роль рыцаря исполнял Александр Лазарев, а его партнершей была Татьяна Доронина. Обращались к истории идальго и Альдонсы-Дульсинеи и в Петербурге, в спектакле по мотивам этого сюжета в театре Ленсовета блестяще играли молодой Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих.

"Дон Кихот Ламанчский" идет на сцене театра Российской Армии почти четыре сезона, в свое время он ставился к девяностолетию Владимира Зельдина, единственного и бессменного исполнителя ролей и Дон Кихота, и писателя, создавшего этот образ. Зельдин, даже играя в мюзикле и по законам мюзикла, все равно сделает нечто большее, чем отпускает ему предложенный материал. Поэтому он делает упор не только и не столько на комическую составляющую образа, но и на ее противоположность - сторону трагическую. "Это - книга, предназначенная не для того, чтобы заставить читателя смеяться, но великая, равно как и трагическая поэма", - сказано Фридрихом Шлегелем в цикле лекций "История новой и древней литературы", и актер словно слышит эти слова.

Дон Кихот Зельдина - романтик по типу мышления и по типу творчества. Я не оговорилась в последнем определении - он действительно творит: мир, сюжеты, персонажей, которые в них действуют. Придуманный мир добр и гармоничен, реальный - подл и жесток. Его оппонент в этом мире Герцог - Карраско - Рыцарь зеркал, все три роли хорошо сыграны Андреем Егоровым.

На роль Альдонсы-Дульсинеи режиссер пригласил певицу Тамару Гвердцители. Понять его логику можно - профессиональная певица в мюзикле уместна. Гвердцители хороша в вокальных фрагментах, она темпераментна в них, в необходимые моменты она достигает определенного драматизма, она хорошо двигается, у нее вполне подходящая внешность для испанки. Моменты драматические - не скажу, что были провалены, но, во всяком случае, то, что работа на драматической сцене - не профессия, а всего лишь эпизод для Тамары Михайловны, это видно. Куда-то пропадает темперамент, она не слышит партнеров, не общается с ними, даже интонирование становится каким-то однообразным. Во всяком случае, превращения из Альдонсы в знающую себе цену Дульсинею я не почувствовала.

Но мы пришли, будем откровенны, ради Владимира Зельдина. Его особой пластики, чуть носовых интонаций, фирменных небольших пауз. Чтобы видеть, как он отлично танцует и поет живым звуком. Ради его обаяния и понимания: он играет чуточку себя, он - Рыцарь. Не случайно книга Владимира Зельдина называется "Моя профессия - Дон Кихот".

Татьяна Мамаева, газета "Время и деньги", №212, 12.11.08 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Пост N: 4949
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.08 22:44. Заголовок: Секреты Дон Кихота ..


Секреты Дон Кихота
В Казани побывал старейший актер России


21 ноября в столице Татарстана завершаются гастроли Театра Российской Армии, в котором уже 65 лет служит Владимир Зельдин.

Сам актер в беседе с казанскими меломанами назвал себя на восточный манер - аксакалом. Впрочем, отметивший в этом году 93-летие Зельдин на старца совсем не похож. Солидного плечистого мужчину в светлой спортивной куртке отличает спокойный, неторопливый стиль общения, далекий от суетливых манер большинства представителей XXI века. Кстати, по словам коллег Зельдина, именно благодаря Владимиру Михайловичу в Театре Российской Армии царит особая - семейная - атмосфера.

- Наша профессия немыслима без конкуренции, - говорит партнер Зельдина по мюзиклу "Человек из Ламанчи" заслуженный актер России Андрей Егоров. - Тем не менее еще основатель нашего театра Алексей Попов стремился создать в коллективе спокойные, бесконфликтные отношения. И сегодня, накануне 80-летия театра, мы прекрасно обходимся без закулисных интриг, других негативных явлений и стараемся пропагандировать такой стиль жизни в обществе. Например, для Владимира Михайловича уже стало традицией после каждого спектакля беседовать со зрителями о добре и зле, благородстве и подлости, жестокости и милосердии…

Как известно, всесоюзной знаменитостью Зельдин стал еще в 1941 году, сыграв главную роль в комедии Ивана Пырьева "Свинарка и пастух". И сейчас актер не думает уходить на покой - он занят сразу в нескольких спектаклях, а в мюзикле "Человек из Ламанчи" играет и Дон Кихота, и Сервантеса. Специально к 95-летию Зельдина театр готовит еще одну музыкальную постановку - новую версию "Учителя танцев", где Владимир Михайлович вновь, едва ли не в тысячный раз, выйдет на сцену в роли Альдемаро. Кстати, именно в профессии Зельдин видит секрет своего творческого долголетия:

- Актер должен сохранить в себе детскость души, свежесть восприятия. А в жизни главное, конечно, любовь. Нужно быть влюбленным - всегда, каждую секунду, каждую минуту - в окружающих тебя людей, в коллег, с которыми работаешь. Конечно же, я люблю женщин, преклоняюсь перед ними. Любовь дает энергетику, жизненный импульс. С самого начала карьеры у меня было амплуа романтического героя, приходилось объясняться в любви едва ли не в каждой роли. Так, в спектакле "Человек из Ламанчи" я говорю: "Женщина - это душа мужчины, его слава, яркий луч, озаряющий путь!".

Еще одна страсть Зельдина - спорт. В юности он увлекался лыжами, коньками, футболом, да и сейчас старается быть в курсе всех спортивных событий. С интересом отнесся к известию о том, что казанский "Рубин" стал чемпионом России, но продолжает болеть за армейцев.

"Российская газета-Неделя" - Волга-Урал №4796 от 20 ноября 2008 г.

Жить и умереть на сцене

В Казани Центральный академический театр Российской армии гастролирует впервые.

В спектаклях «Волки и овцы» и «Гамлет» играет выпускник Казанского театрального училища, ныне заслуженный артист Татарстана Николай Козак. В пьесе А.Н.Островского «Волки и овцы» он Беркутов, а в шекспировском «Гамлете» - король Клавдий.

В среду Николай Козак, главный режиссер ЦАТРА народный артист России Борис Морозов и актриса Татьяна Морозова побывали в гостях у студентов Казанского театрального училища. В целом встреча прошла в непринужденной и дружелюбной обстановке, а Борис Морозов пригласил всех студентов на «Гамлета». Студенты были очень благодарны, ведь цены на билеты оказались достаточно высоки.

- Я пытался поступать в театральные вузы Москвы, но не получилось, – рассказывает Козак. - Тогда поступил в казанское. В 1988 – 1989 годах в конкурсе самостоятельных отрывков занял первое место и выиграл поездку в Польшу. С первого курса работал в Качаловском театре. В Казани прошло становление моей личности. Сейчас уже третий сезон в театре Российской армии. Недавно снялся в трех проектах: в 8-серийном фантазийном фильме «Завещание ночи» мой герой живет две с половиной тысячи лет, в полнометражном фильме «Сердце врага» я играю немецкого майора-пехотинца, разочаровавшегося в фашизме (текст пришлось учить на немецком), и третий проект – это сериал «Рейдеры».

- Когда приходят устраиваться в театр, я задаю два вопроса, – говорит Морозов. - Во-первых, какой был дипломный спектакль – это показывает, как оценивали студента педагоги. Во-вторых, какая была самостоятельная работа – каким чувствует себя человек сам. Кроме того, по стандартам должно быть высшее образование. Министерство обороны, к которому мы относимся, платит нам зарплату, а спектакли не финансируются. Мы предоставляем зал для КВН, для «Ники» - на эти деньги шьем костюмы и делаем декорации. Поэтому и ставим в сезон максимум два спектакля на малой сцене и один на большой.

- Атмосфера у нас в театре хорошая, старшее поколение всегда и опытом поделится с молодыми актерами, и совет дельный даст, – говорит Татьяна Борисовна, дочь главного режиссера. - Меня восхищает Владимир Зельдин, ему уже 94 года, а он энергичен, бодр, всегда точно знает текст, но произносит его всегда по-разному. Он даже умереть хочет на сцене - под аплодисменты.

Анжелика Алексеева, "Казанские ведомости", №224, 21.11.2008 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Пост N: 4989
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.09 19:58. Заголовок: Николай Лазарев: ..


Николай Лазарев: "Похоже, Гамлет был мне предопределен"

Одним из спектаклей, показанных казанцам Центральным Академическим театром Российской армии во время ноябрьских гастролей, был "Гамлет". Принца датского в нем играл Николай Лазарев - актер, которого, несмотря на разнообразие его репертуара, до сих пор считали мастером "легких" комедийных ролей.
Что предшествовало этой роли, каким он играет Гамлета, как о трагедии в Датском королевстве рассказывают артисты ЦАТРА, корреспонденту TatCenter.ru поведал заслуженный артист России Николай Лазарев.


Николай Евгеньевич, что Вы подумали, когда узнали, что Вам предстоит играть Гамлета?

- Я подумал, что в моей судьбе - это уже перебор, это уже просто неприлично. Знаете, наша семья с "Гамлетом" как-то связана, и мне даже иногда кажется, что эта роль шла за мной по пятам. Судите сами, моя мама играла актрису-королеву в спектакле Охлопкова, где Гамлетом был Евгений Самойлов. Отец, впервые выступая в качестве режиссера, накануне моего рождения поставил "Гамлета" в Центральном доме работников искусств, а друг нашей семьи (теперь главный режиссер нашего театра) Борис Морозов играл там Розенкранца. Когда я родился, меня чуть было не назвали Гамлетом, но, слава Богу, передумали. Сам я играл Гильденстерна в "Гамлете" Петера Штайна с Евгением Мироновым в главной роли, а моя жена, композитор Лариса Казакова, написала к этому спектаклю музыку.

Вообще-то я и не особо доверяю совпадениям, но в моей жизни было немало "сигнальчиков" о нашей странной связи с этим парнем. Ну, например, … До премьеры спектакля мы с женой поехали в Данию по "гамлетовским местам". И в Эльсиноре я много фотографировался, на фоне замка Кронборг. Погода прекрасная, место фантастическое, за проливом – Швеция, фотоаппарат в порядке. Но именно в этом месте у нас не получилось ни одного кадра… Представляете – ни одного! А во вторую поездку (после премьеры) мы столько отсняли, и такие замечательные снимки получились. "Ну, всё, - сказала жена, рассматривая их, - теперь Он тебя благословил".

Не страшно ли вам было от мысли, что придется играть роль, о которой мечтает каждый актер, да еще после таких корифеев, как Качалов, Астангов, Бартон, Оливье, Смоктуновский, Солоницын?

- Играть Гамлета я никогда не мечтал: будет так будет, нет - так нет. Увидев свою фамилию в списке распределения ролей, конечно же, очень обрадовался, но и испугался. Ведь я, прожив свои тридцать с небольшим лет, знаю только то, что испытал сам. Но я не знаю, что чувствовал тот реальный принц, когда на него свалилось такое страшное горе. Как, какую жизнь я должен прожить на сцене, что я должен сделать в тех обстоятельствах, в которых оказался он полтысячелетия назад? Эти вопросы меня, буквально, "раздирали".

А вот по поводу того, что играть мне придется после таких "всемирных авторитетов", я не переживал. Ведь с теми режиссерами мне работать не пришлось. Я не знаю, какие сценические задачи они ставили перед актерами. Конечно, как играли некоторые из них, я видел раньше (кстати, до сих пор не понимаю, как Женя Миронов смог во время гастролей сыграть подряд двадцать (!) Гамлетов). Но из-за боязни что-то нечаянно скопировать я запретил себе даже вспоминать об этом. Я сказал: "Всё, ребята, он - мой. И пусть он будет не таким гениальным, как у вас, но он – мой и в нашем театре. Конечно, заманчиво подсмотреть, как делали вы ту или иную сцену, но этот отрезок жизни я проживу сам".

Кроме самой пьесы не читал ничьих комментариев, не хотел слышать никаких чужих мнений. Хотел сам во всем разобраться, считая для себя определяющим собственное представление. Конечно же, я изо всех сил внимал режиссеру, перелопатившему гору литературы и очень помогавшему мне на этом пути, постоянно слушал музыку Шостаковича. Не только музыку к этому спектаклю, к фильмам, но и его квартеты.

Почти каждый актер мечтает сыграть Гамлета, потому что эта роль - определенное признание его заслуг?

- В общем, конечно. В принципе, каждый артист любит, чтобы его было много. Здесь же и поплакать можно, и попеть, и побегать, и пофехтовать, и любовь есть, и монологи огромные, и ты стоишь в центре сцены под софитами… Но это на первый взгляд… На самом же деле эта роль – постоянное "переливание крови", терзания, испытания, чудовищное насилие над своей эмоциональной памятью, над голосом и телом. Мы ведь не каждый день встречаемся с призраком своего отца, который к тому же сообщает, что его убил собственный брат. Что должен я в себе найти, чтобы было достоверно, чтобы зритель понял, что я впервые в жизни своими глазами вижу рядом человека, который уже умер? А ведь это нужно делать каждый спектакль, и повторить это невозможно.

Зато представляете, что испытывает актер, если после всего, что он пережил на сцене, зритель верит, что перед ним не персонаж пьесы, а живой человек, и радуется вместе с ним, и страдает вместе с ним! Вообще же роль Гамлета как марафонский забег: каждая сцена - пик напряжения. Как последний вздох. Она требует невероятного умения "распределиться" по роли на протяжении всего спектакля. И такую дистанцию можно преодолеть, только поиграв множество разных спектаклей, сыграв десятки комедийных, философских персонажей, а еще и чудищ, ежиков, собак, дедов морозов.

Ну, какая связь между Гамлетом и ежиками?

- Самая прямая. Да я на доктора Айболита трачусь не меньше, чем на Гамлета (весь мокрый после спектакля). Сказка - класс! Почти Шекспир! Там надо спасать жизнь обезьянке. Там есть буря. И мы - актёры, с приклеенными бородками, ушами, усами, хвостами, – играем эту сцену так, будто гибнем по-настоящему. Представляете, какой это тренинг для актера, какая наработка опыта, мастерства, эмоциональности? Ну невозможно на спектакле, тем более детском, просто намазаться-накраситься, подурачиться, побегать, потанцевать и при этом остаться Артистом. Сцена не прощает компромиссов.

Николай Евгеньевич, а как вы думаете, что же, все-таки, предопределило роль Гамлета?

- Где-то за год до начала работы над этим спектаклем Борис Плотников - прекрасный актер и замечательный певец - перешел в другой театр. И меня ввели в спектакль "На дне", в котором он играл, на его роль, роль Барона. Это был не просто ввод, а "ввод после Плотникова", который играл "на аплодисменты". Тогда "На дне" считался одним из лучших спектаклей театра, поставленным Морозовым. Могучий, грандиозный, по-настоящему, русский. В нем была и космическая шекспировская интонация, и потрясающее оформление И.Г. Сумбаташвилли.

Репетировать было очень интересно и сложно. Я всегда нервничаю, но так, как тогда (перед своим первым спектаклем) не нервничал никогда в жизни: насмерть, до дрожи, до ледяных рук. Отыграл – нормально. Не грандиозно, конечно, но старался играть честно, самоотверженно, партнеров не подвел и, в общем, спектакль своим появлением не испортил. Только потом, на одной из репетиций, я вдруг понял причину своей предпремьерной "тряски". Видимо, тогда уже почувствовал в роли Барона какие-то ступенечки в совершенно иную эмоционально-космическую философскую зону, которая есть в "Гамлете". А это уже совершенно иная актерская категория. Как-то потом Борис Морозов сказал: "Если бы не было Барона, то не было бы и Гамлета". Мне самому кажется, что именно Барон и подготовил меня к этой роли.

Все театры, естественно, ставят "Гамлета" по-своему. А на что делаются акценты в трагедии в вашем театре?

- Режиссер поставил перед нами задачу: не пытаться объять необъятное, а рассказать честную историю так, чтобы она попала в сердце. Безо всяких наворотов, пафоса, каких-то дополнительных нагрузок. Мы не стремимся поразить зрителя неизвестным доселе переводом Шекспира, сегодняшней сленговой лексикой или авангардными сценическими приемами, а просто рассказываем о семейной трагедии.

Герои спектакля – члены двух семей, поэтому и отношения между ними семейные, домашние. Да и сам Гамлет - человек домашний, выросший в любви и ласке, искренне привязанный к отцу, матери, к своей любимой. Хотя Борис Морозов говорил, что согласно историческим сведениям, реальный принц Амлет был резким, бескомпромиссным и воинственным человеком. Наш Гамлет не Айвенго или Д’Артаньян, постоянно хватающийся за шпагу. Он хорошо образованный человек, гуманитарий, конечно, романтик и совершенно не готов к той беде, которая на него свалилась. Даже естественным (как думали все) уходом отца и скорым браком матери он совершенно потрясен, раздавлен.

А дальнейшие события вообще толкают Гамлета на дикие поступки. Его привычный, спокойный, добрый мир рухнул. Он видит живым своего умершего отца, который требует мести... Мстить …Кому? Матери, родному дяде - непостижимо? В душе его ад, сердце разрывается от боли и сомнений, главное из которых - имеет ли человек право мстить, отнимать жизнь у другого человека даже ради Справедливости? И что получает мстящий человек взамен, с чем он в конце концов остается? Право на месть - еще одна тема нашего спектакля.

Гамлет убивает случайно, по ошибке. И убивает не того! Пусть и мелкого, по натуре, человека. Но не того! Он приносит смерть в семью своей любимой, своего друга. Зачем, ради чего? Из-за него погибают все, кого он когда-то любил. И он сам теряет всё, даже собственную жизнь. А его родина, в результате, становится трофеем чужака Фортинбраса. Так "мстить или не мстить"? Вот на этот вопрос зритель должен ответить себе сам.

В некоторых театрах все актеры, занятые в спектакле, работают "на Гамлета". А у вас он - не солнце, блистающее за счет яркости своих партнеров. Каждый актер был хорош в своей собственной роли: Король, Лаэрт, Офелия, могильщик, Гертруда, Полоний, актеры бродячего театра…

- А у нас, театр - театр-ансамбль. Как любит повторять Борис Морозов, наше искусство - коллективное. Мы стараемся работать не на себя, а на партнера - помогать друг другу, правильно подавать реплики, поддерживать. Поэтому наш зритель запоминает не только главного героя, но и спектакль в целом. Гамлет – это спектакль именно Театра Российской армии, и это бесспорное достижение нашей труппы!

Какие слова из этой трагедии Шекспира для вас самые важные?

- "Дальше – тишина" (смеется). Дальше – тишина, значит, всё – сегодня я отыграл. Лучше ли, хуже, но выложился весь, и теперь пусть судит публика. "Гамлет" - трагедия, действительно, космического масштаба. В ней целая вселенная мыслей, чувств, духовных открытий. И ты должен играть так, будто делаешь эти открытия впервые здесь, сейчас, на глазах у зрителя. В двадцатый-тридцатый раз играть "как впервые". Ты – актер, но ты - человек, с которого после спектакля льется пот, которому нужно решать свои домашние и бытовые проблемы. К сожалению, все, что происходит на сцене, сиюминутно, и готовую матрицу (как и что играть) ни в голове, ни в душе не закрепишь, потому что творчество – это процесс. Когда спектакль получается - такое счастье, а когда нет – страшная мука, самоедство, бессонные ночи.

И, все-таки, принц датский, в большей степени, - ваш "продукт" или режиссера?

- Конечно - наш! Борис Морозов и мой отец дружат еще со студенческих времен (я, практически, вырос на его глазах). Но наши творческие отношения складывались постепенно, с небольших ролей, еще задолго до "Гамлета". И он всегда так корректно, бережно вводил меня в роль, что я даже не замечал, что выполняю его "указания".

А сейчас я чувствую такое поразительное единение с режиссером, что мне трудно понять, где его установки, а где мои собственные. Наверное, еще и потому, что Борис Морозов (главный режиссер ЦАТРА, народный артист России) уважает мнение актеров, прислушивается к нашим идеям, любит работать в команде! Например, звонит как-то в выходной: "Коля, что-то мне не нравится сцена Гамлета с Офелией. Приезжайте, вместе подумаем"… И мы с ним и с Таней Морозовой, играющей Офелию, в пустом театре спорили, делали, переделывали одни в пустом театре, пока не нашли общее решение. А ведь режиссеру, наверное, было бы удобнее, разработать все самому, как в других театрах, а нас просто заставить это сыграть.

Как, на ваш взгляд, прошли казанские гастроли?

- Не могу судить обо всех гастролях, поскольку был занят только в "Волках и овцах" и в "Гамлете". Я отыграл в спектакле "Волков", а на следующий день Борис Морозов дал мне один день отдыха перед марафоном "Гамлетов". И потому, что это был мой день рождения, и потому что режиссер хорошо понимает, что от меня требуется в этой роли. Провёл я выходной почти в одиночестве, отвечая на телефонные поздравления и sms-ки. Конечно, коллеги меня не забыли, посетили и поднесли всяческие подарки, чему я был жутко рад. Я весь день думал о "Гамлете", решая, как распределить силы: играть первого Гамлета, думая, что предстоит еще играть и второго или играть каждого, как в последний раз? Свою работу в спектакле оцениваю как честную, открытую. Думаю, что мне удалось рассказать зрителю историю этого датского парня и его семьи. И за это спасибо всем, кто был рядом со мной (коллегам, семье, отцу, который привел меня в актерство) - одному эту роль не одолеть.

Мне понравился казанский зритель - тихий, внимательный и проникающий, как рентген. С хорошим вкусом, с большой культурой и тактом, взыскательный, умный и тонкий. Это я почувствовал еще в "Волках и овцах". Гамлета принимали душевно, тепло, с чувством сопричастности, что дорогого стоит. В Казане на дешевых актерских штучках не проедешь – выкладываться надо полностью.

Известно (и, в общем, это понятно), что люди наделяют актера чертами его героя. Черты каких своих персонажей вы в себе находите?

- Не знаю… Вообще, если сравнивать себя с каким-то животным, то я – Собакокот. Верный, свободолюбивый, но очень преданный дому, семье. Мои родители и сестра живут в Америке, и мне очень не хватает той нашей семьи. Когда мы все вместе собирались у черно-белого телевизора и смотрели фигурное катание, а комментатор рассказывал, в костюмах какого цвета выступают спортсмены. Когда папа смотрел программу "Время" и ни при каком условии нельзя было его от этого отвлекать. Эти наши вечерние чаи, дни рождения, семейная елка... И в сцене, когда Гамлет пытается объединить в семью мать и призрака короля, я реально испытываю жуткую ностальгию по той своей семье.

Наверное, есть во мне что-то и от Гамлета. Например, Европа – это мое, а вот Азию, юга вообще не переношу. Самое любимое место отдыха у нас с женой – Балтика под Калининградом. Холодное море, дымка такая, легкая печаль (в Эльсиноре, например, я чувствовал себя как дома). Люблю купаться в холодном море. Есть даже идея после середины жизни уехать жить к какому-нибудь морю.

В нашем театре есть пьеса Лопе де Вега "Изобретательная влюбленная". Там я играю роль молодого любовника по имени Люсиндо. Такая романтическая комедия с гитарами, со шпагами, с любовью, с балконами, с серенадами. С одной женщиной и с другой (одну недолюбил, ну, и Бог с ней - другая вроде лучше). Что-то во мне и от него, что-то от Барона - ощущение какого-то трагизма, сомнений что-ли.

Я люблю музыку, играю на гитаре, пою. Мы с женой много выступаем с концертами в воинских частях, в гарнизонах, в госпиталях. Очень люблю всякое строительство, хозяйство. Обожаю фотографировать - тут сам себе и режиссёр, и оператор, и художник, и осветитель. У меня даже есть своя страничка в интернете на фото-сайте. Короче, всем занимаюсь, и всем – на полную катушку.

Елена Кудрявцева, 23.12.2008 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Пост N: 4990
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.09 20:02. Заголовок: Людмила КАСАТКИНА: Я..


Людмила КАСАТКИНА: Я однолюбка: один театр, один муж...

Любимица публики — так определила сценическое амплуа Людмилы Касаткиной ее педагог по ГИТИСу Мария Осиповна Кнебель. Нынешнее молодое поколение знает эту талантливую актрису разве что по кинокомедии «Укротительница тигров», в свое время сделавшей ее знаменитой. Но люди постарше помнят и многие другие блистательные роли Касаткиной в театре и кино, и отнюдь не только комедийные.
А недавно мы имели возможность увидеть народную артистку СССР Людмилу Касаткину на казанской сцене во время гастролей Центрального академического театра Российской Армии. На этот раз она мастерски раскрыла драму душевного одиночества своей внешне легкомысленной героини мадам Мод в спектакле «Школа любви» Г.Хиггинса.

Наперекор годам Людмила Ивановна по-прежнему очаровательна, любит жизнь и испытывает радость, когда занимается любимым делом. А в том, какая она интересная собеседница, мы убедились, дважды встретившись с ней для интервью.


— Людмила Ивановна, в театре и кино вы потрясающе рассказали о героизме и трагических судьбах русских женщин в годы Великой Отечественной войны. Смею предположить, что столь правдиво сделать это вы смогли не только благодаря таланту, но и потому, что знаете о войне не понаслышке.

— Да, война застала меня, когда я гостила у бабушки под Вязьмой. Никогда не забуду, как воскресным июньским утром сорок первого года через нашу деревню промчался всадник с криком «Война! Война!», как заплакали и заголосили женщины… Довольно скоро над нами загудели самолеты с крестами на крыльях — они летели бомбить Москву. А через нашу деревню шли и шли люди, спасаясь от фашистов. А они, по слухам, уже были около Вязьмы, и я решила добраться до Москвы, где были мои родители и брат. И вот я в толпе беженцев. Начались бомбежки, пулеметные обстрелы с воздуха…

Помню, я очень продрогла и на окраине одной деревни попросилась на ночлег. Но услышала: «Детка, ногу поставить негде, столько людей впустила, даже дверь не могу открыть». Тогда я опустилась на крыльцо, прислонилась к сидевшей здесь большой собаке и задремала. А утром — снова в путь. В Можайске на вокзале попыталась сесть в поезд. Но меня все отталкивали и отталкивали… Обессилев, присела на скамейку и вдруг услышала крик моей мамы. Оказывается, она шла мне навстречу, чтобы забрать домой. Это была одна из счастливейших минут в моей жизни!

(Рассказывая, Людмила Ивановна разволновалась и не удержалась от слез.)

— Мы добрались до Москвы только на третьи сутки, — продолжила она. — А спустя два года мы с мамой пришли в театр Красной Армии на спектакль «Сталинградцы», и он всколыхнул во мне все то, что я видела и пережила в первые дни войны. Конечно, я не могла тогда знать, что этот театр станет для меня родным и с ним будет связана вся моя творческая жизнь.

— А как вы стали актрисой?

— В школе я занималась в хореографическом классе, которым руководил балетмейстер Большого театра. Он отобрал двух девочек, в том числе и меня, в студию при Московской консерватории, и мы участвовали в спектаклях. Потом была студия художественного слова в Доме пионеров, незабываемые вечера, посвященные Пушкину, и замечательный педагог Анна Гавриловна Бовшек. Она-то и посоветовала мне поступать в ГИТИС, тогда он только вернулся из эвакуации.

На экзамене читала одну из «Итальянских сказок» Горького. Видела, как некоторые члены комиссии вытирали слезы. А возглавлявший ее великий мхатовский актер Михаил Михайлович Тарханов спросил: «Девочка, а нет ли у тебя чего-нибудь повеселее?». Тогда я прочла отрывок из «Онегина», но мне показалось, что экзамен не выдержала. Забилась в какой-то уголок и заплакала. Вдруг кто-то тронул меня за плечо. Оглянулась: Тарханов. «Не плачь, — говорит, — ты принята».

Тогда же познакомилась с моим будущим мужем Сергеем Колосовым, вернувшимся после двух ранений с фронта. После института, узнав, что идет набор в мой любимый театр Советской Армии, решила попробоваться. Да и Сергей мне это настойчиво советовал. И меня приняли.

Я тогда была небольшого роста, кругленькая, с косичками, и уверена, что на роль героинь не подхожу. Поэтому когда главный режиссер Алексей Дмитриевич Попов предложил мне роль девушки, прообразом которой была Ульяна Громова, я ему сказала: «Если решили меня убрать из театра, сделайте это открыто». И услышала: «Нет, ты будешь играть!» Так я получила свою первую большую роль. Всего в родном театре я сыграла их более шестидесяти…

— Успех сопутствовал вам и в кино. Казалось бы, вы должны одинаково любить оба эти искусства. И все-таки вы предпочли театр. Почему?

— Потому что театр — это близкое соприкосновение со зрителем, и здесь можно импровизировать, с каждым спектаклем делая роль все глубже, все интереснее. Другое дело — кино, здесь уже ничего не изменишь.

— А какая роль в кино самая любимая?

— Разные в разные периоды жизни. Вначале, конечно, Лена Воронцова — укротительница тигров. Мне все было интересно: знакомство с цирком, симпатичные звери. Входила даже в клетку с тиграми. Этот фильм и эта роль мне дороги, как все первое. Потом была «Душечка» Чехова. Очень дороги мне и роли в телефильмах о войне, режиссером которых был Сергей Николаевич Колосов. В первом советском телесериале «Вызываем огонь на себя» у меня была роль Ани Морозовой, руководившей партизанским подпольем на брянской земле. И как приятно было потом получить письмо от мамы реальной Ани Морозовой. Она мне написала: «Примите мой материнский поклон до земли за Аню. Вы не играли. Вы жили и страдали». Такая оценка, согласитесь, дорогого стоит.

А как не полюбить роль в фильме «Мать Мария» — героини французского Сопротивления, русской поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой, принявшей в монашестве имя Мария. В концлагере Равенсбрюк, спасая одну из узниц, она вместо нее пошла в газовую камеру… А с Зинаидой Григорьевной Муравьевой, разлученной в Освенциме со своим сынишкой и искавшей его двадцать лет, я была знакома лично. Ее судьба легла в основу фильма «Помни имя свое». И чтобы полнее представить обстановку в этом концлагере, мы с Сергеем поселились в кабинете бывшего коменданта лагеря, эсэсовца, казненного в 1947 году. За окном были видны сторожевые вышки, здания тюремных блоков. Мне пришлось для этой роли постричься наголо, что не очень приятно для взрослой женщины, и похудеть на двенадцать килограммов. К концу съемок я была так истощена, что потом три месяца пролежала в больнице. Так что эта роль досталась нелегко. Но и она мне дорога.

— Вы снялись в двенадцати фильмах Сергея Колосова. А сейчас продолжаете совместную работу?

— Да. Наш последний двухсериийный телефильм по мотивам произведений Тэффи — о судьбе эмигрантки, отношениях матери и сына. Он был показан на фестивале в Смоленске.

— Людмила Ивановна, вы не только чудесная актриса, но такая же мать и бабушка. Какими, на ваш взгляд, должны быть взаимоотношения в семье, чтобы из детей не вырастали эгоисты?

— Считаю, что все закладывается в малолетнем возрасте. И самое лучшее, когда родители и дети живут общими интересами и все делают сообща: готовят еду, моют посуду, обсуждают все события, книги, фильмы… Так было в нашей семье. Моя мама — вагоновожатая с пятью классами, папа — рабочий на заводе, у него семь классов. Но это были прекрасные люди и воспитатели. Только один пример. Мама чистит картошку и говорит: «Пока я это делаю, ты, детка, почитай мне книжку, которая тебе понравилась». И я читала…

Очень люблю детсадовских ребятишек. С ними интересно разговаривать и играть. Сужу по своей семилетней внучке Анечке. Она родилась с творческими задатками. Судите сами. Мы — Сергей Николаевич, наш сын Алеша, он музыкант, и я — выступаем в посольстве Польши. В зале человек восемьсот. Дело идет к концу, и Алеша объявляет: «В заключение… » И вдруг из последнего ряда голосок: «Папа! Как в заключение?! А я?!» И наша Анечка — пулей на сцену. Спрашивает: «Люлечка (она так меня зовет) , можно я прочитаю стихи?» И начинает: «Булат Окуджава. Ах, Арбат, мой Арбат… » Зал аплодирует. Аня: «Можно прочитаю Анну Ахматову?» И снова после стихов овация.

— Как вы относитесь к домашним животным?

— Очень люблю собак. Никогда не забуду, как в свое время мы лишились нашей овчарки Альмы. Шла война, и однажды к нам во двор вошли красноармейцы. Увидев овчарку, они сказали, что такая нужна на фронте. Надели ошейник и потащили Альму к грузовику. Я бежала за ней, падала, кричала, и она рвалась ко мне… А месяца через два пришло письмо от тех красноармейцев: «Спасибо за вашу Альму. Она уже спасла двух раненых… »

А сейчас у нас живет Черчик — йоркширский терьер. В жизни, как известно, не все бывает гладко. Мужа и сына огорчать не хочу. А с Черчиком делюсь. Рассказываю ему все. Если плохо мне, то плохо и ему.

Признаюсь, не терплю тех, кто способен бросить своих домашних животных на произвол судьбы.

— А что еще не любите в людях?

— Не выношу жадных. Мне повезло. Вернувшись с фронта, Сергей получал копеечную стипендию, но не было дня, чтобы он не подарил мне хотя бы цветок.

— Ваш любимый семейный праздник?

— Встреча Нового года. Перед этим прощаемся с уходящим. Благодарим удачный, сетуем на неудачный с надеждой, что следующий год будет счастливым. Если этот праздник встречаю дома, то Рождество, которое тоже очень люблю, — в церкви. У меня есть любимые святые, любимые иконы. Я верующий человек, верующий не фанатично, а нормально. Не мoгу заснуть, не прочитав «Отче наш… »

— Что вас печалит?

— Знаете, я трое суток проплакала, узнав о смерти Муслима Магомаева. Как он чувствовал каждую песню! А сколько в нем было обаяния!

— Но разве не чудовищно, что Муслиму Магомаеву надо было умереть, чтобы в течение одного вечера по нескольким телеканалам шли передачи о нем и мы могли вновь насладиться его голосом? Ведь сколько лет мы его не слышали. А слышали и слышим одну попсу!

— К сожалению, это наша сегодняшняя действительность. Обидно за молодых, которые почти не знают такого певца. И мне жаль их.

— Как относитесь к авангарду в искусстве?

— В кино авангард — это немного заумные картины. А вот такой авангард, как у Шнитке, — гениальный. Люблю классическую музыку, но не отрицаю и современные ритмы.

— Во время недавней встречи актеров вашего театра с воинами-курсантами и суворовцами выяснилось, что эти молодые ребята никогда не видели фильмы о войне с вашим участием. Хотя их значение для воспитания защитников Отечества трудно переоценить.

— Эти фильмы давно не показывали по телевизору. Я уже не говорю о кинотеатрах. Руководители большинства телеканалов предпочитают «кормить» народ сериалами, в которых кровь, убийства, бандиты, проститутки… Хотя все это давно надоело, и люди хотят видеть на экране не сто серий, а две-три, но такие, что пробуждают совесть, берут за душу, говорят о чести, достоинстве, красоте человека.

— Помню, Сергей Николаевич приезжал к нам с картиной «Маска и душа» по автобиографической книге Федора Ивановича Шаляпина. Это синтез художественного и документального кино с интереснейшими актерскими работами. Какова судьба этого фильма?

— Он демонстрировался в нескольких странах и имел успех.

— Как ни парадоксально, в Казани, на родине Шаляпина, его увидеть нельзя. Думаю, правильно было бы поднять вопрос о приобретении его копии.

— Для этого надо связаться с режиссером Сергеем Колосовым.

— В чем секрет вашего творческого долголетия и того, что так прекрасно выглядите?

— Ну, мне еще не сто лет, чтобы говорить о долголетии (улыбается). А нахожусь в приличной форме благодаря гимнастике. Потом душ, чашка кофе, черный хлеб с брынзой. И бегом на репетицию. Главное — энергетика.

— Ваши пристрастия в еде?

— Как нормальный человек, люблю селедку, квашеную капусту, картошку, черный хлеб. И совершенно не завидую тем, кто ест красную или черную икру.

— Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

— Обо мне вы знаете. Сергей Николаевич Колосов тоже профессор ГИТИСа, народный артист СССР, основоположник отечественного многосерийного телевизионного кино. Наш сын Алеша окончил факультет журналистики МГУ и Гнесинское музыкальное училище. Он ведет программу о джазе на «Радио России». Его дочь, наша старшая внучка Людмила, завершила учебу в Юридическом университете при МВД, но мечтает стать кинорежиссером. Об Анечке я уже рассказала, могу добавить, что она также танцует и поет. Ну, а я, видно, однолюбка: один театр, один муж, один сын…

Газета "Республика Татарстан", №1-2, 01.01.2009 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет