Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 6664
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.16 00:04. Заголовок: Рецензии на спектакль "Старомодная комедия"


Современное ретро

Казалось бы, что общего между стремительным XXI веком, с его планшетами и смартфонами последних моделей, и пьесами Арбузова, тихими, лиричными, мелодраматичными, в которых время течёт неторопливо. А между тем эти пьесы, забытые лет на двадцать, достаются с дальних полок и снова становятся частью театрального репертуара: «Жестокие игры», «Мой бедный Марат», «Домик на окраине», «В этом милом старом доме»… Откуда вдруг такой интерес к советскому драматургу?..

Вот и «Старомодную комедию», написанную в 1975 году, снова ставят как столичные, так и провинциальные театры. Премьера и в Центральном академическом театре Российской армии, в Малом зале.

Уже в самом названии «Старомодная комедия» чувствуется грусть по безвозвратно ушедшему и «вышедшему из моды» прошлому. Он и Она, Лидия Васильевна и Родион Николаевич, в брежневскую «застойную» эпоху, как принято сейчас говорить, чувствовали себя мамонтами, динозаврами рядом с молодёжью, вдыхающей жизнь полной грудью. Да и под ярким солнцем, слушая крик чаек, шум моря на берегу Рижского залива, на концертах и экскурсиях по старой Риге можно быть одиноким, если большая часть жизни прошла, а близкого человека нет. И как тогда жить?..

Режиссёр-постановщик Андрей Бадулин считает, что жить надо весело, несмотря ни на что, что старость – не повод отчаиваться и опускать руки даже теперь, когда «на дворе» экономический кризис и кажется, что остаётся только доживать, а не жить. И в его спектакле-комедии, хотя в программке и заявлено уточняющее «почти комедия» (всё-таки воспоминания о родных, погибших на фронте, и сцены расставания никак не могут быть весёлыми), комических сцен больше, чем в советских постановках и экранизациях «Старомодной комедии».

Лидия Васильевна в исполнении Алины Покровской распевает итальянские песни, комично стонет, отрывает в запале пуговицу на пиджаке у главврача и надевает забавную чалму с жёлто-зелёными завитушечками – действительно нечто ехидненькое, как иронично замечает Родион Николаевич. А всё потому, что эта взбалмошная особа хотя сейчас и работает кассиршей, но работает в цирке! Женщине, уверена Лидия Васильевна, «сдаваться… нельзя. Ни при каких обстоятельствах!». Даже если единственного сына она потеряла на фронте, а последний муж ушёл к молодой. Это уже потом героиня Алины Покровской, в прошлом – драматическая актриса, которая пережила величайший успех и забвение, выйдет на сцену в элегантном ненадёванном платье от художника по костюмам Елены Предводителевой. Эффектная и неугомонная, она успокоится рядом с более уравновешенным Родионом Николаевичем.

Главный врач санатория, «представительный мужчина» Родион Николаевич в исполнении Сергея Колесникова, обескураженный поведением немолодой, но бойкой особы, тоже бывает смешон. Он хочет жить по правилам, а в итоге, попав под влияние Лидии Васильевны, танцует, подвернув брюки, шимми и чарльстон.

Арбузовская пьеса даёт актёрам возможность прожить на сцене многогранные человеческие отношения. И А. Покровская с С. Колесниковым работают не в распространённой сейчас манере, когда характеры обрисованы одной краской, а в традициях психологического театра, свойственных русской школе.

Пожилые люди, с разными характерами и привычками, несовместимыми на первый взгляд, и не-ожиданное для них самих чувство, зарождающееся на закате жизни. Отсюда и нелепость в отношениях, и комичность ситуации. Комизм и в звучащей в спектакле музыке композитора Ави Беньямина.

Зал смеётся над шутками. А когда на экране кадры из советского прошлого, сказанную фразу о том, что за один доллар дают 65 копеек, зрители встречают такими продолжительными аплодисментами, что понимаешь: постановка получилась злободневной. Это с одной стороны.

А с другой – история взаимоотношений двух людей расширяется в своём времени и пространстве, выходя за рамки курортной жизни августа 1968 года. И не только за счёт того, что героям тесно и они, как по парку, гуляют по зрительному залу, но и за счёт отсылки ко времени: работает Лидия Васильевна не где-нибудь, а в одном цирке с Юрием Никулиным, а Родион Николаевич поёт про «сбежавшую последнюю электричку» и предлагает пойти в очень-очень модную тогда Таганку. Даже рабочий (артист Вадим Караваев), занимающийся перестановками на сцене и пьющий пиво с вяленой воблой, – тоже черта эпохи. Фоном для сценической истории становится сама советская действительность, шум и скорость времени: на экране проплывают пароходы, движутся поезда, трамваи… Чёрно-белое кино. И на сцене – серая стена, как серые будни… Всё это оттеняется художником Анастасией Глебовой пейзажными полотнами на экране.

Светлое пятно в жизни героев – курортный август и красота негородской природы. Соединение на сцене современного технического и живописного, лирического в работе сценографа воспринимается и как символ гармонии двух начал, и как попытка заинтересовать молодёжную аудиторию. Советская история в современном обрамлении.

И не потому ли сейчас популярен Арбузов, что при всей разнице между нашей действительностью и временем, когда жил драматург, чувства человеческие остаются теми же? А значит, новые одежды к старому, выдержанному, как вино, содержанию – это и есть новомодная «почти комедия». Главное, чтобы было содержание, а форма найдётся.

А.Борденюк, "Литературная газета", №17, 27.04.2016г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


Администратор




Пост N: 6681
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.16 14:09. Заголовок: Рецензия Натальи Ста..


Рецензия Натальи Старосельской в журнале "Планета красота"





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Пост N: 6690
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.16 20:16. Заголовок: В ЦАТРА под занавес ..


В ЦАТРА под занавес сезона вышла «Старомодная комедия»

В Театре армии «Старомодную комедию поставил ученик Андрея Гончарова режиссер Андрей Бадулин с Алиной Покровской и Сергеем Колесниковым.

Режиссер представил свою историю на грани лирики и эксцентрики, комедии и трагедии, театральной игры и кинематографической подробности, иронии и ностальгии. Он строит свой спектакль на полутонах и откровенно любуется актерами.

Сценография Анастасии Глебовой аскетична и проста. Серый квадрат сужает и без того небольшое пространство Малой сцены, как в кино фокусируя внимание на актерах.
Впрочем, реальные кинокадры здесь тоже есть, в промежутках между сценами на заднике появляются фрагменты из фильмов 60- х годов.

Пьеса написана в 1975 году – время действия 1968. На экране идет июльский дождь, по лужам бегут счастливые люди, диктор нам напомнит о том, что доллар стоит 65 копеек, поезд бежит по рельсам вдоль морского берега – явно не Балтийского, а Черного, какое-то официальное мероприятие, среди участников… актриса Алина Покровская.

Снимая напряжение и разряжая остановку между сценами, они создают атмосферу одновременно ностальгическую и ироническую, хотя порой все-таки отвлекают от главного.

Алина Покровская – звезда Театра Армии – популярна и любима. Сергей Колесников достойно и благородно ведет свою роль на полшага позади, галантно и тактично отступая и пропуская вперед свою даму.
Он – пожилой врач в санатории на Рижском взморье, привык к тишине и порядку и кажется поначалу слегка педантичным и занудным.
Она – бывшая актриса цирка, ныне кассирша, эксцентричная, оригинальна и весьма эмоциональна. Может покидать свою комнату через окно и любит по утрам кормить чаек.
Оба – потерявшие близких, сохранившие глубину и искренность чувств и память прошлого, обретающие не только любовь но и радость жизни.

Словесная перепалка и обмен колкостями удаются чуть менее удачно, чем обмен откровениями, но драматические моменты по-настоящему цепляют. В конце спектакля, когда Он остается один, несмотря на то, что финал пьесы хорошо известен, замирает сердце от того, что Она, кажется, все-таки уедет.

В самом названии спектакля – легкая ирония. Так ли уж старомодны чувства, которым все возрасты покорны: любовь, верность, память, чувство собственного достоинства? Это пьеса из тех, что называют «актерскими» – для пары хороших актеров. Есть поэтичные ремарки, описывающие окружающую обстановку, время и даже настроение героев. Но самое главное – общение и счастье открытия родственной души – то, без чего невозможно представить остроумную, ироничную драматургию Арбузова.

Г.Степанова, журнал "Театрал"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Пост N: 6709
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.16 22:16. Заголовок: Двое под одним зонто..


Двое под одним зонтом

Малая сцена Центрального академического театра Российской Армии была и остается надежным прибежищем камерной лирической драматургии. Пространство это сохраняет ненарочитую камерность, а потому здесь всегда по-особому играют «на клавишах души» зрителей: негромко, но трепетно, с тихими перламутровыми переливами, без назойливой бравуры.

Знаменитая «Старомодная комедия» А.Н. Арбузова, поставленная в ЦАТРА режиссером Андреем Бадулиным и виртуозно разыгранная блестящими мастерами Алиной Покровской и Сергеем Колесниковым, отвечает этой творческой манере в полной мере.

Лирическая новелла о том, как в санатории на Рижском вморье встретились два одиночества, как нашли друг друга опытные, зрелые, много пережившие люди, - прежде всего, дуэт, полный юмора, остроумия и особой, почти забытой нынче игры почти забытыми словами. Демонстративно «старомодна» сама лексика героев. Оба вдохновенно и со знанием дела общаются на языке ушедших лет, явно ценя в себе и партнере умение вести беседу, сочетать галантность и иронию, колкость и нежность, независимость и деликатность.

Сценограф Анастасия Глебова вместе с режиссером Андреем Бадулиным «от себя» придумывают игру со временем. Они играют с эпохой 60-х, пронизывая сценическое пространство не только изысканными прибалтийскими пейзажами, но и фрагментами киножурналов «Новости дня» тех лет с их пафосным официозом и безответственным благодушием, которое нынче кажется наивным и даже ностальгически обаятельным.

Понимаешь, однако, что умные люди на это не велись, и каждый жил чем-то глубоко своим, да и сегодня вспоминает что-то свое.

Отдыхающая в санатории Лидия Васильевна Жербер, сверкающая обаянием женщина возраста, «не определяемого ни за что», весьма взбалмошна и своенравна. Поначалу, защищаясь от нападок соседей, она пикируется острыми фразами с главврачом заведения Родионом Николаевичем, довольно быстро то ли почувствовав в нем родственную душу, то ли, из озорства, решив «расшевелить». Он, скрытный и колючий, в свою очередь, не сразу, но по достоинству оценил неординарность натуры Лидии Васильевны.

Их общение развивается как благородная ненавязчивая игра, которая вскоре становится трогательной взаимопомощью, одинаково необходимой каждому из них. Якобы неожиданные встречи в санатории, прогулки под дождем, посещение концерта в Домском соборе, ее визит в больничную палату к заболевшему Родиону Николаевичу с полезной по-домашнему приготовленной едой, наконец, вечер в ресторане с возлияниями и танцами, - вполне, казалось бы, привычный набор соблазнов курортного романа, к счастью, не ставшего таковым. Просто потому, что это люди другой, тоже, увы, почти забытой культуры. Следя за отношениями персонажей, вспоминаешь признание А.П. Чехова из его Записных книжек: «Какое наслаждение уважать людей».

Далеко не сразу раскрываются подспудные, глубоко драматичные темы пьесы: он овдовел, потеряв любимую жену в боях на Балтике, она одинока, но упрямо привязана к давно оставившему ее мужу. В этом они «на разных полюсах». Для Родиона Николаевича память о супруге священна. Он живет неподалеку от дорогой могилы, ухаживая за ней, но ничем не выдавая своих переживаний. Сергей Колесников мужественно и тонко ведет тему строгого душевного служения, сердечной верности нравственному долгу. Общаясь с Лидией Васильевной, он, однако, с удивлением обнаруживает в себе артистизм, почти рыцарскую галантность и смелость в откликах на бесконечные и столь же артистичные ее провокации.

Лидия Васильевна Алины Покровской существо фееричное. Недаром почти вся жизнь ее связана с цирком, где в юности она ассистировала своему любимому - музыкальному эксцентрику, а нынче там же доживает век кассиршей. Клоунада, готовность мгновенно «выйти на трюк» или импровизировать, другие «странности» этого вида искусства пронизали и реальную ее жизнь. У Алины Покровской это воистину арбузовская героиня. Ей претит уныние. Она принципиально позитивна. Умеет и любит рискнуть, например, поддаться искушению выйти из комнаты через окно или «сходить замуж», а позже постоянно и ответственно заботиться о благоденствии бывшего мужа, объясняя это природной склонностью к экспериментам, весьма полезным и всегда забавным. Весь ее облик пронизан тихим, но смелым сиянием, а речь почти сказочно струится и журчит, что, опять-таки, присуще лирическим героиням комедий Арбузова.

Другую лирическую волну привнес в спектакль режиссер, придумав изумляющие своей высокой простотой проходы героев через зал. Неспешно прогуливаясь по городу или парку, Лидия Васильевна и Родион Николаевич спускаются в зал возле одного портала и, негромко, но внятно беседуя, идут по широкому проходу к другому порталу. Этот открытый прием воспринимается мощной лирической аллегорией обязательного единения сердец. Зрители становятся зачарованными свидетелями этого таинства.

Однако счастливый конец был бы проблематичен, если бы Лидия Васильевна не сумела побороть в финале странное недоверие к себе и боязнь последовать зову сердца, когда любовь овладела душой. Но она сумела подавить в себе этот страх. К радости зрителей и Родиона Николаевича.

Александр Иняхин, журнал "Страстной бульвар", №191, 2016г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет