Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 5909
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.13 17:33. Заголовок: Рецензии на спектакль "Саня, Ваня, с ними Римас" ("...А я остаюся с тобой..."


Про любовь без голубей

Популярность недавно ушедшего из жизни драматурга Владимира Гуркина стала всенародной, когда его совсем не простая и вовсе не безобидная комедия «Любовь и голуби» про «курортный роман с последствиями», не только «пожаром» прошла по театрам страны, но была на редкость остроумно экранизирована. Другая пьеса, «Прибайкальская кадриль», озорная деревенская комедия, где, благодаря природному целомудрию, наметившийся было обмен партнерами двух супружеских пар, не случившись, все-таки полезно обостряет их отношения, тоже хорошо идет по сценам страны и экранизирована не менее успешно. Обе комедии полны иронии, острой зоркости к характерам людей особенного деревенского склада, что выдает актерскую природу дарования драматурга Владимира Гуркина, его плодотворное умение не только роли написать, но и сюжетные ситуации выстроить небанально.

Лирическая драма «Саня, Ваня, с ними Римас», казалось бы, сохраняет многие признаки народной комедии: специфическое простодушие героев, чистоту помыслов и наивность их душевных движений, своеобразие языка и психологической природы этих людей, их верность нерушимым житейским устоям, способность даже в загуле не терять природного обаяния, сохраняя верность от века заведенному ритуалу. Но эпоха и нравственная ситуация в пьесе совсем другая. Время здесь вообще разламывается на две неравные части. В начале это первые дни войны, когда многим, тем более, в далекой уральской деревне, казалось, что летняя военная кампания 1941 года продлится считанные месяцы. Затем мы видим героев уже через несколько лет после войны, когда многое, казалось бы, определилось и стало вроде бы очевидным. Однако новое время приносит новые испытания.

Герои спектакля режиссера Андрея Бадулина «...А я остаюся с тобою...» (так названа пьеса в Центральном Академическом театре Российской Армии) живут между двумя катастрофами: предвоенным доносительством, которое висит над ними едва заметным, но душным маревом, и скорой войной, которая, как ни парадоксально, кажется более понятной и менее опасной. Самой природой эти люди защищены от любых надломов и срывов, на какие их провоцирует эпоха. Они упрямо сохраняют чистоту представлений, искренность реакций и завидное природное простодушие. Контрапункт простых и глубоких чувств на фоне военного лихолетья, внутри которого люди вынуждены не просто абы как существовать, но полноценно жить, сохраняя достоинство, самое главное в спектакле.

В прологе герои истории, три сестры с домочадцами заворожено, со слезами на глазах слушают по радио финал спектакля МХАТ СССР имени М. Горького «Анна Каренина» с народной артисткой СССР Аллой Тарасовой в заглавной роли. Крепкие задним умом нынешние скептики, исходя сарказмами, иронизируют по поводу этого художественного феномена, якобы не понимая, почему постановка 1937 года стала национальным театральным потрясением. Но в уральской глубинке начала 40-х, да после бани, да при полном отсутствии телевидения, поплакать над судьбой страстно влюбленной и отвергнутой лицемерным обществом страдающей женщины, самое милое дело. Сплоченная троица сестер - чувственная Александра (Людмила Татарова-Джигурда), заботливая Анна (Инна Серпокрыл), яркая и свойская Софья (Анна Киреева) упрямо держатся друг за дружку. Сестры знают цену взаимопомощи и умеют сохранить житейский «баланс». Не страшится своей судьбы обаятельный муж Софьи Петр - Алексей Горячев. А дочь его Женя, человеческое становление которой молодая актриса Мария Белоненко явила разнообразно и последовательно, с младых ногтей столь же сосредоточенно и умело постигает житейские законы.

Все здесь выкупано в любви или хотя бы взаимной приязни. Родственные и человеческие связи устойчивы и надежны. Эти люди друг другу дороги. Они легко и охотно общаются, умеют, не теряя облика человеческого, выпить, хорошо поют казацкие песни, вообще, живут творчески. Ту же идею развивают и многообразные лирические музыкальные темы, сочиненные для спектакля композитором Рубеном Затикяном.

Среда обитания героев тоже пронизана лирическими токами. Художник Михаил Смирнов (художник по костюмам Елена Предводителева) поселил их в пространство, почти свободное от быта, овеянное «дышащими» белыми полотнищами, как парусами. Чистая стена деревенского сруба, простые стол да лавки создают атмосферу строго поэтичную. Даже казенный пафос пресловутой «Анны Карениной» здесь как-то очеловечивается, кажется искренним зовом к высоким чувствам.

Способность стать выше обстоятельств движет милиционером Римасом, который помогает военнообязанным односельчанам избежать ареста по доносу, «скрывшись» на фронте. То, что Римас любит Александру, жену Ивана, мощный движитель сюжета, одно из главных его условий. Но любовный треугольник пьесы вовсе не банален. Отношения героев глубоки и нравственно безупречны. Хотя появление Ивана лишь через несколько лет после окончания войны воспринимается с горечью, поскольку нынешняя Пенелопа - жена Ивана Александра вроде бы готова принять новый брачный обет, веря чувству Римаса.

Александра, как ее играет Людмила Татарова-Джигурда, вроде бы на античную героиню не претендует. Ей явно хватает своих неприятностей. Но сила характера, смелость и стойкость придают женщине решимости и заставляют влюбленных в нее мужчин почувствовать ответственность перед жизнью.

Литовец Римас, холостяк с психологией хуторянина, сыгран Андреем Новиковым мягко, лирично и тепло. Его помощь мужу любимой им женщины, поступок не менее жертвенный, чем финальный уход с пути Александры. То и другое раскрывает в нем человека благородного и бесстрашного, что в условиях военного времени особенно ценно.

Наконец, муж Александры Иван предстает в исполнении Сергея Колесникова человеком сложным, далеко не однозначным. Его витальная сила и харизматичность, брутальная чувственность и бесшабашность вовсе не гарантируют духовной силы, отчего, наверное, он и оказался опасно близок к краху, от которого его снова спасла любовь.

А.Иняхин, журнал "Страстной бульвар", №6, 2013 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет