Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 6283
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.14 21:23. Заголовок: Борис МОРОЗОВ: меха и горн не чужды мне


Борис МОРОЗОВ: меха и горн не чужды мне

20 ноября исполняется 70 лет главному режиссёру Центрального академического театра Российской Армии, профессору Российского университета театрального искусства (ГИТИСа), народному артисту России Борису Афанасьевичу Морозову.

Родился 20 ноября 1944 года в Подмосковье.
Образование: Челябинский политехнический институт (специальность «Обработка металлов давлением»), ГИТИС (режиссёрский факультет). Крупнейший режиссёр отечественного театра, чьё творчество оказало огромное влияние на развитие современного российского театрального искусства. Творческая биография Морозова в значительной мере связана с Театром Армии, где за время работы поставил более 20 спектаклей. Всего в активе Морозова их более 30, а также более 10 ролей в театре и 5 отснятых им фильмов.

Перечислять все звания, премии и награды Бориса Афанасьевича – дело сложное. У него их множество, кроме высоких театральных есть и государственная награда Российской Федерации – орден Почёта.
К солидным юбилеям принято подводить итоги. Но Борис Афанасьевич предложил: давайте просто поговорим. Какие итоги, когда впереди столько планов!
Жалко, что газетная полоса не может вместить все интереснейшие рассказы режиссёра «о времени, театре и о себе». За кадром останется многое из его актёрской жизни, работы как режиссёра кино, размышлений о современном театре… Но это ведь не последняя наша встреча с режиссёром главного армейского театра страны.

– Кажется, сама судьба распорядилась, чтобы именно Театр Армии стал для вас родным. Вы же из семьи военного?
– Отец – гвардии полковник Афанасий Алексеевич Морозов, штурман авиации дальнего действия, фронтовик.
–То есть боевой офицер, кадровый военный. А вы стали человеком искусства…
– Среди военных много творчески одарённых людей. И это начало во мне точно от папы. Истинно, что все мы родом из детства. Передо мной открывается такая картинка. Я совсем маленький, болею, лежу на кровати. Вся семья после ужина в сборе за круглым столом, был у нас такой. Отец сидит, читает вслух по ролям пьесы. У него было три самых любимых: «Горячее сердце» и «Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя. Отец рано умер, в 48 лет, я так и не успел спросить его, откуда у него столь трепетный интерес к театру. Ведь мои родители – из простых семей. Мама, Раиса Митрофановна, родилась на Дону в станице Елизаветовская. Отец русский, родился в Башкирии, он из рабочих.
– Вот, значит, откуда ваша любовь к Островскому!
– Островский стал одним из любимейших моих авторов. В моём творческом арсенале семь постановок по его пьесам. Осталось в память о папе поставить «Ревизора»… Отмечу, что мы слушали отца вместе со старшим братом Анатолием. Он тоже стал режиссёром, живёт ныне в Питере. И племянник пошёл по нашим стопам. И две мои дочки имеют прямое отношение к театру.
– Вы опровергаете правило, что на детях одарённых людей природа якобы отдыхает. Ведь вы вряд ли взяли бы дочь в труппу ЦАТРА, если бы у неё не было актёрского призвания…
– Мне радостно, что Татьяна буквально живёт в своих ролях, ей присуще собственное видение происходящего на сцене. Но всегда слушается режиссёра (Морозов при этих словах улыбается). Для меня принципиально важно дать актёрам возможность показать свой рисунок игры. Вот говорят, а как этот режиссёр репетирует? Какой применяет метод? Уверен, что во время репетиции должны быть разные методы. Ведь надо увлечь актёра, показать смысл этой работы, «заразить» его ролью, потом создать такую игровую атмосферу, чтобы у него была возможность стать свободным в роли, даже в чём-то ошибаться. Надо пробовать, размышлять над ролью, иначе какое это творчество? Следующий этап, когда режиссёр обязан стать в чём-то диктатором. Но это возможно лишь тогда, когда в актёре уже есть ощущение своего творчества, личного отношения к роли, своего авторства спектакля. Тогда это не подчинение, а точное существование в общем действии, гармония. Важно, чтобы артист услышал тебя и чтобы ты артиста услышал. Для меня важно найти точный момент, когда можно и надо закричать. Ведь, если ты постоянно кричишь, к этому просто привыкнут, эффекта не будет. А когда ты налегаешь на голос не специально, не выгадывая момент, а просто понимая: по-другому в этот миг никак нельзя, – то тут совсем другое дело…
– Сейчас модно говорить о допустимости порой нецензурных слов в творчестве…
– Никогда себе этого не позволяю. И не позволю. Хотя у меня за плечами кузница металлургического завода. Два года там работал, всякого наслушался…
– Вот об этом подробнее… Как же так получилось, что сразу после окончания Челябинского политехнического института был ГИТИС?
– После школы поступил в институт, осваивал специальность «Обработка металлов давлением». Тогда было принято, что тот, кто не имеет трудового стажа, должен в течение двух лет совмещать учёбу и работу по специальности. Я пришёл подручным в горячий кузнечно-прессовой цех. И запись в моей трудовой книжке звучит так: кузнец 4-го разряда свободной ковки. Это не штампованная ковка, это намного интереснее. Профессионал поймёт.
Важно, что в Челябинском политехе в начале 1960-х годов было много художественной самодеятельности, был студенческий театр эстрадных миниатюр… Меня это очень увлекло. Там мы создали студенческий театр «Манекен», который возглавил брат. Именно тогда я понял: не могу без театра…
Судьбе было угодно, чтобы в ГИТИСе я стал учеником замечательного режиссёра, педагога, народного артиста СССР Андрея Алексеевича Попова. Он преподавал у нас на режиссёрском факультете и был тогда главным режиссёром Центрального театра Советской Армии. Этот человек и определил моё будущее.
– Не могу спросить о праздновании юбилея и творческих планах…
– В день юбилея меня не будет в Москве. Но в театре будет идти мой «Царь Фёдор Иоаннович». Кстати, в планах – заключительная часть трилогии Алексея Толстого «Царь Борис». В работе – инсценировка к юбилею Победы, пишу её вместе с нашим актёром Владимиром Ерёминым. Есть интересная пьеса, присланная в рамках проводимого вместе с Управлением культуры Минобороны России конкурса «Армия России: война и мир». Победителей этого конкурса объявим 6 ноября.
– Что в работе считаете главным?
– Важно, чтобы люди приходили в театр для поиска ответа на тревожащий душу вопрос. И обычно они его получают. Этим для меня классический театр дорог, и это я исповедую. Я согласен с Роменом Ролланом: «Театр должен просвещать ум, наполнять светом наш мозг... Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всём этом. Радость, сила и просвещение – вот три условия народного театра».

И.Павлюткина, газета "Красная звезда", 17.10.2014г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет