Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 6039
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.13 20:10. Заголовок: Рецензии на "Игру на клавишах души"


Драма немецкой грузинки в Театре российской армии

В Центральном академическом театре российской армии прошла премьера переведенной с немецкого драмы "Игра на клавишах души". На премьере побывал корреспондент DW Ефим Шуман.


Приятные сюрпризы по определению приятны. Стала таковой и премьера спектакля "Игра на клавишах души" живущей в Германии грузинки Нино Харатишвили в Театре российской армии. Я был настроен скептически: театр этот представлялся мне слишком консервативным, традиционным. Но мой друг - московский театральный критик - уговорил пойти на премьеру, категорично заявив: "Бурдонский плохих спектаклей не ставит". Пришлось идти. И очень хорошо, что пошел.

Потрясенная примадонна

Нино Харатишвили, приехавшая в Германию в возрасте 12 лет, драматург, режиссер и прозаик, лауреат множества литературных и театральных премий, написала поразительную пьесу. В немецком оригинале она называется "Лив Штайн" - по имени главной героини, гениальной пианистки, потерявшей сына и потому решившей больше не выступать. Имя символично: Stein по-немецки означает "камень". Судя по всему, героиня "окаменела" задолго до смертельной болезни сына: отдав все музыке, исполнительской карьере, она разучилась (или никогда не умела?) чувствовать. Сына отправила в интернат, забыла, что такое любовь к мужу, перестала слушать и слышать других людей.

Мы видим потрясенную стареющую примадонну, которую мучает чувство вины. В жертву она приносит главное - музыку, до сих пор составлявшую ее жизнь. Примадонной она, правда, остается: капризной, властной, безжалостной к близким...

О возрасте женщины не принято говорить. Но здесь, думается, это уместно. Людмиле Чурсиной, которая играет Лив Штайн, - 72 года. Но как она держится на сцене! Как пластична, легка, чувственна! Сколько в ней психологической глубины, сколько темперамента!

Для меня, привыкшего к немецкой сдержанности (в том числе и на сцене), в первом акте было даже многовато порывистости, громких голосов и яростной жестикуляции. Но второй акт был просто идеален. Не то актеры стали посдержанней, не то я привык...

Возрождение чувств

У Людмилы Чурсиной была в этом спектакле конгениальная партнерша - союзница, соперница, подруга, не то добрый, не то злой ангел. В дверь впавшей в депрессию героини, непричесанной, неряшливой, одетой в какой-то старый халат, не желающей никого видеть, вдруг стучится молодая девчонка - нахальная, самоуверенная, настырная Лора (ее играет Анастасия Бусыгина). Пианистка видит ее первый раз в жизни, но Лора буквально вырывает у нее согласие заниматься с ней музыкой. Платой за это будут истории из жизни Генри - умершего от рака сына Лив Штайн, которого Лора знала по интернату. Она мечтает стать великой пианисткой - возможно, более великой, чем сама Лив Штайн.

Эта дерзкая девчонка преображает жизнь не только главной героини, возвращая ее к творчеству, но и всех персонажей спектакля: Эмиля Штайна, бывшего мужа Лив (актер Александр Дик), его второй жены Хелены (Людмила Татарова-Джигурда), продюсера Лив и ее подруги Симоны (Ольга Вяликова). Не то, чтобы Лора всех их вдруг сделала счастливыми, нет, но она делает их жизнь наполненной, чувственной. И все-таки что-то с ней не так. Почему она предпочитает играть музыку только тех композиторов, которые кончали безумием? Почему не пришла на похороны Генри? Что она скрывает? Мы узнаем это только в самом конце спектакля.

Нино Харатишвили написала эту тонкую психологическую драму, когда ей было всего 25 лет. Сегодня ей тридцать, и в Германии идут уже полтора десятка ее пьес. Ставились они и в Грузии. В России же "Игра на клавишах души" - первая пьеса Нино Харатишвили. И этот выбор очень удачен. "Мы все замкнуты на себе, - подчеркивает режиссер Александр Бурдонский. - Неужели для того, чтобы мы почувствовали какую-то близость друг к другу, связь друг с другом, нужны обязательно война, потоп, чума?"

Остается лишь добавить, что перевод пьесы с немецкого на русский язык (переводчица Кларисса Столярова) был спонсирован Немецким культурным центром имени Гете в Москве.

Ефим Шуман, Русская редакция Deutsche Welle, 02.12.2013 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Администратор




Пост N: 6046
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.13 23:07. Заголовок: Душевные мотивы На ..


Душевные мотивы

На Малой сцене Театра Российской Армии состоялась премьера спектакля «Игра на клавишах души». Режиссёр-постановщик – народный артист России Александр Бурдонский, автор пьесы – Нино Харатишвили. В главной роли – народная артистка СССР Людмила Чурсина. Отметим, что для армейского театра нынешняя постановка – новый подход к репертуару, можно сказать, драматургический поиск. Постановка осуществлена при участии Немецкого культурного центра имени Гёте при германском посольстве в Москве.

Можно сказать, что новая постановка ЦАТРА - это не одна, а целых три премьеры. Самого спектакля в Театре Армии, пьесы, которая впервые поставлена не только в главном армейском театре страны, но и на московской, а также на российской сцене. И наконец, это открытие нового молодого автора из Германии, чья драматургия для России доселе была неизвестна.
Нино Харатишвили, драматург, режиссёр и прозаик, лауреат множества литературных и театральных премий, написала эту тонкую психологическую драму, философскую притчу вне времён, когда ей было 25 лет. Сегодня ей 30, и в Германии идут полтора десятка её пьес. Некоторые из них ставились и в Грузии, откуда Нино уехала в 12 лет.
У спектакля «Игра на клавишах души» очень говорящее, точное название, что бывает не всегда.
В этой пьесе, на первый взгляд о сегодняшнем дне, есть и игра героев на душевных струнах друг друга, и – музыка. Она не просто органично связана с сюжетом, но и делает буквально осязаемыми образы актёров, помогая просто нереальному их перевоплощению в своих героев. Это замечательная музыка современного композитора Владимира Багрова, и – классика. Ценители и знатоки творчества великих композиторов Рахманинова и Равеля могут ещё более тонко представить все нюансы, которые попыталась вложить в смысл пьесы автор. Эти мелодии, где чётко прослеживается контраст скрытых и явных страстей, интересно дополняет живописный элемент в общей сценографии. В глубине сцены, словно бы огромным окном в другое, небесное пространство, можно видеть изображение библейского сюжета, когда двое тщетно пытаются соединить руки.
Отметим, что художник-постановщик спектакля - заслуженный художник России Валерий Фомин, художник по костюмам – Андрей Климов.
…КлюЧом к разгадке замысла пьесы может служить эпиграф к ней: «Ни один ангел не спустится поприветствовать меня. Здесь только ты и я, мой друг». И на самом деле во всех диалогах, в постановочных подходах порой с элементами эротики, прослеживается одно: любите и берегите друг друга сейчас, пока живы, пока можно успеть сказать дорогому человеку, быть может, жизненно важные для него слова.
Сюжет постановки не только драматичен. В нём есть даже детективная линия. Если коротко, то пьеса, оригинальное название которой «Лив Штайн» - по имени главной героини, о гениальной немецкой пианистке, у которой сын Генри умер от тяжёлой болезни совсем молодым. Многое говорит фамилия героини, которая в переводе с немецкого значит «камень». Сроднившись с музыкой, она словно стала неким окаменевшим монументом для почитания многими людьми, таким образом, порвав тонкие душевные струны, которые связывают человека с миром. И спасёт от безысходной депрессии Лив Штайн не её бывший муж Эмиль, скрипач, доцент консерватории, а загадочная, юная, полная жизни Лора Левин, как потом оказывается, любимая девушка умершего Генри. Обязательно обратите внимание на молодую актрису ЦАТРА Анастасию Бусыгину, которой удалось в одном образе сыграть сразу как бы несколько ролей. Неподражаем, конечно, и один из ведущих актёров армейского театра народный артист России Александр Дик. Он сумел не просто сыграть роль мужа главной героини, но и своей экспрессивной игрой держать общий нерв спектакля. В пьесе всего шесть действующих лиц. И важно, что режиссёру удалось создать актёрский ансамбль. Каждый из героев вылеплен так интересно, что за сюжетом для зрителя остаётся ещё масса возможностей для фантазии. Ольга Вяликова играет верного продюсера Лив, её и Эмиля близкую подругу. Любопытно видеть, как актриса смогла показать единую сущность инь и ян с их внешним мужским и женским противоборством. А как внезапно, до потрясения, раскрываются певческие таланты Хелены, второй жены Эмиля, которую феерично играет заслуженная артистка России Людмила Татарова-Джигурда! Можно видеть просто уникальный переход от образа эдакой недалёкой и корыстной блондинки до глубоко и тонко переживающей умницы. Буквально потрясает появление в финале Александра Рожковского, сына Лив и Эмиля. Он сам читает написанные им при жизни дневники, которые раскрывают все тайны и поведенческие мотивы многих действующих лиц.
Часто бывает, что режиссёр ставит пьесу «под актёра». Бурдонский главной героиней премьеры выбрал великолепную Людмилу Чурсину.
- Когда я прочла пьесу первый раз, было очень странное ощущение, какое-то недоумение, - рассказала Людмила Чурсина. - Единственное, что я сразу поняла: очень сложная вещь. Я вспомнила «Дуэт для солистки», который мы играли с Александром Диком. Ставил тоже Александр Васильевич Бурдонский. Чем-то эти пьесы перекликаются, там была великая виолончелистка, зацикленная на своём деле, одарённая невероятным слухом и совершенно лишённая слуха человеческого, будем так говорить… Слуха души, сердца. И от этого страдающая. И здесь похожая история, которая усложняется тем, что у моей героини умер сын 19 лет. Она и была, в общем, каменным человеком, для неё существовал только Рахманинов, а после смерти ребёнка вообще отказалась от всего – не только от любого общения, но и от музыки. Рояль в подвал отправила. Для меня смысл эпиграфа к пьесе в том, что нам в жизни иногда посылаются люди – наши ангелы, но мы не умеем их увидеть, почувствовать, ощутить.
О том, как блистательно справилась с этой трудной ролью Чурсина, невозможно написать. Её героиню надо видеть на сцене, чтобы, быть может, понять самих себя...

И.Павлюткина, газета "Красная звезда", 05.12.2013 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Пост N: 6189
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.05.14 20:25. Заголовок: Близость душ на сцен..


Близость душ на сцене Театра российской армии

- Все, что происходит в постели между двумя людьми, должно там и происходить. Я не делал на этом никакого акцента, не терплю этого.

Сцены страсти и телесной близости в постановке Бурдонского действительно не показаны, а только обозначены. - Это нельзя смаковать, «давайте всех разденем, вынем груди и начнем лизаться». Суть-то не в этом! Так это может растолковать только Штайн, муж Лив. - Приземленное сознание тормозит перемены к лучшему, на которые возлагают большие надежды.

В ЦАТРА (Центральный Академический Театр Российской Армии) дают премьеру спектакля «Игра на клавишах души» - психологическую драму по пьесе молодого немецкого драматурга, грузинки по национальности Нино Харатишвили.

К гениальной пианистке Лив Штайн, недавно потерявшей сына, в накаленную обстановку - наш «Вавилон», где люди перестали чувствовать, любить, слышать друг друга и сосредоточены только на себе и своих проблемах, приходит ангел в обличии молодой женщины.

- То, что с нами со всеми происходит. – Объясняет завязку режиссер Александр Бурдонский. - Мы все замкнуты на себе. И задаешь себе невольно вопрос: неужели для того, чтобы мы почувствовали какую-то близость друг к другу, связь друг с другом, неужели для этого нужна обязательно война, потоп, чума? Ведь мы же рядом! Но мы этого не замечаем, все наши чувства отмирают. И приходит девочка, которая пытается весь этот мир немножко вернуть к чувствам. До искомого она добирается, но какой ценой?

Своему сыну Лив не уделяла никакого внимания, занималась карьерой. Типичная история. Когда сын Генри умирает, у матери наступает кризис. Нахальная девушка Лора приходит в дом великой, но опустившейся пианистки, чтобы брать уроки и возрождать ее к жизни.

Народный артист России Александр Бурдонский делится своим пониманием произведения современного драматурга. Он очень эмоционален, его жесты отражаются в больших зеркалах светлой гримерной.

- О чем, по-Вашему, пьеса?

- О глухоте нашей. Неслучайно главная героиня – музыкант, человек с тонким слухом, но при этом не слышащий людей вокруг. Вы, может быть, кричите о помощи, а я слышу Рахманинова, Равеля, но не слышу вас. Вот происходят сейчас всякие события на Украине, мы прилипаем к телевизору: «Помочь человечеству!». А рядом с нами люди живут, наши близкие: родители и любимые. Мы слышим их? Нет, мы почти ничего о них не знаем.

Пианистку Лив Штайн тоже никто не слышал. Муж и ее бессменный продюсер не пытались пробудить ее ото сна. Это получилось бы у юной Лоры, если бы не вмешался трезвый расчет, жизнь и муж Лив, который не мог понять нежные отношения этих женщин и захотел их разрушить.

Роль Лив сыграла народная артистка СССР Людмила Чурсина. Режиссер выбрал ее за обаяние женственности, разум и понимание материала, за который берется. Людмила же увидела Лив в себе.

- Есть люди, которые тебя незаметно направляют, - на лестнице за сценой Чурсина раздумывает о спектакле. В руках сигарета, вокруг дым, она в белом халате… Это костюм, ей скоро на сцену. - Ты думаешь, что ты сам, а на самом деле это подсказка. Я очень верю в его величество господин Случай. Как Станиславский говорил, что судьба артиста – это на девяносто процентов везение. Как с тобой работают и делают из тебя актрису.

К ней подходит режиссер: «Сейчас уже третий звонок, закругляйтесь, девочки…»

- Если бы я смог поговорить с Богом, - говорит он, - я бы сказал, что в мою жизнь ангелы не приходили. А он бы ответил: «А твоя мама? А Уланова, из-за которой ты пошел в искусство?». – Бурдонский хватается за голову. – Но они были обычными людьми. Когда я прочитал пьесу, я об этом подумал, меня это задело. Я ведь тоже Лив Штайн. В каждом из нас она сидит. Моей сверхзадачей было, чтобы каждый посмотрел и сказал: «Нет, во мне Лив Штайн нет». А ведь это не так.

- Разве она такой монстр, потому что отдает себя своему делу? Просто она отразилась в этом.

- Да. Вот ты отразилась в своей журналистике, а потом скажешь: «Мне все это надоело, все кругом виноваты, я больше не буду этим заниматься». Почему приходит Лора, и Лоре так важно Лив из этого вытащить? Потому что она говорит: «Ты послана Богом, у тебя дар, который ты должна отдавать людям. Люди будут плакать, когда будут слушать твою музыку.

Невнимательная к жизни вокруг Лив Штайн так или иначе должна была прийти к краху. Единственным, что она не интерпретировала, не оркестровала, а создала сама, был ее сын. Его она и пропустила.

Людмила Чурсина - советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1981). Зоя в фильме «Когда деревья были большими», Настасья Филипповна в постановке «Идиот» в ЦАТРА. За ее плечами целый ряд важных ролей. Людмилу Чурсину приглашали в Голливуд для съемок пятнадцати фильмов, но гордость и красу советского кино не отпустили «сверху». Снималась в сериалах «Интерны» и «Закрытая школа».
Александр Бурдонский - советский и российский режиссер-постановщик ЦАТРА, народный артист России, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Е.Шинковская, агентство "Ридус", 21.05.2014г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет