Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 3692
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.07 11:47. Заголовок: Ученик Вивьена


УЧЕНИК ВИВЬЕНА

23 февраля ушёл из жизни режиссёр Ростислав Аркадьевич Горяев, около четырёх десятилетий связанный с александринской сценой. Один из последних учеников Леонида Сергеевича Вивьена, он поставил здесь свои лучшие спектакли, которые уже в «поствивьеновский» период, в конце шестидесятых-начале семидесятых годов позволили поддержать уровень диалога театра со зрителем.




Ростислав Горяев формально никогда не служил в штате Александринки. Более всего он ценил человеческую и художническую свободу, свою независимость, был человеком жёстким и бескомпромиссным в творчестве. Но, быть может, именно эти свойства и не позволили ему в своё время встать во главе труппы и открыть тем самым определённого рода упущенные впоследствии возможности развития этого театра. Тем не менее «Болдинская осень» (1969) и «Вишнёвый сад» (1972) остались поистине легендарными спектаклями, вошедшими в историю. Прочтение Горяевым классической пьесы Чехова было остросовременным, жёстким, социально и нравственно горьким, резко снимало штампы лирической «милоты» и элегичности в истолковании драматургических произведений писателя. Своим «Вишнёвым садом» Горяев вновь выводил искусство александринцев на пути развития современного театра. Печально знаменитая история трудного прохождения в репертуар этого, пожалуй, самого значительного горяевского спектакля привела к длительному перерыву в отношениях режиссёра с александринской сценой. Не упрочив своего положения на берегах Невы, Горяев, между тем, получил должность главного режиссёра Центрального театра Советской армии. Однако из той поры, к сожалению, вспоминается немного. Настоящего единения с труппой, подлинных открытий там, вероятно, не произошло. Помнится лишь интересный по замыслу, но весьма противоречивый по воплощению спектакль по пьесе М. Шатрова о последних днях в ставке Гитлера «Конец». После ЦТСА Р.А. Горяев сотрудничал с рижскими театрами, снимал фильмы на Рижской киностудии, ставил спектакли в провинции. Но всё-таки главным полем его творческого притяжения подспудно оставалась Александринка. Его возвращение сюда в восьмидесятые-девяностые годы было значительным для того периода, когда театр стремился вновь обрести творческую и социальную энергию. Спектакли Р.А. Горяева «Капитанская дочка», «Гамлет», «Три сестры» не только заново открыли многие возможности старых мастеров театра, но и ввели в александринский круг таких артистов, как Виктор Смирнов, Игорь Волков, Елена Зимина… Неожиданными гранями в спектаклях этого режиссера повернулось искусство таких артистов, как Нина Ургант, Сергей Паршин, Александр Баргман, Наталья Панина, Татьяна Кулиш… Его постановки, как и прежде, отличались продуманностью подхода к материалу, точным ощущением актёрской природы, стремлением преодолевать штампованные решения в истолковании классики. Неожиданной была постановка прозаического подстрочного перевода «Гамлета», выполненного некогда выдающимся шекспироведом М.М. Морозовым, где привлекало парадоксальное распределение ролей, обострившее характер конфликта пьесы. В постановке чеховских «Трёх сестер» обращала на себя внимание сложная проекция времён, заставившая взглянуть на судьбу дома Прозоровых из трагической «пастернаковской» перспективы, актуальной для целого поколения русской интеллигенции. И несмотря на то, что сценический язык режиссёра Горяева в девяностые годы мог показаться уже слишком традиционным, и спектакли не получили столь широкого и звучного резонанса, как его же создания шестидесятых-семидесятых, это были честные и художественно добротные работы. Они находили своего заинтересованного зрителя, как в Петербурге, так и во время российских и зарубежных гастролей, были дороги многим мастерам александринской сцены. Чувство глубокого уважения вызывало и отношение Р.А.Горяева к творческому состоянию спектаклей, к поддержанию их сценической формы, требовательность и высочайшая ответственность художника за профессиональное качество своей работы.

Не стало верного александринца Ростислава Аркадьевича Горяева, но память о нём ещё долго пребудет в стенах театра. В Церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, где проходило прощание, собрались ведущие артисты театра, игравшие в спектаклях режиссера, все те, кто уважал и любил Р.А. Горяева как человека и художника.

Александр Чепуров, "Империя драмы", №5, март 2007 года

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет