Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.05 11:26. Заголовок: В бой идут одни старики


В бой идут одни старики
"Давным-давно" в Театре Российской Армии

Наталия Каминская

Появление музыкальной комедии Александра Гладкова и Тихона Хренникова в юбилейной афише ЦАТРА (театру исполняется 75 лет) не только логично, но даже знаково. Спектакль, родившийся на этой сцене в 1942 году, десятки лет с нее не сходивший, стал для ЦАТРА своеобразным знаменем, потрепанным в боях и оттого еще более родным. Нынешний главный режиссер театра Борис Морозов, ученик Андрея Попова, сына Алексея Дмитриевича Попова, поставившего эту комедию в суровые военные годы, поступил как благодарный "внук". Вторая дата отмечена в программке как посвящение 60-летию Победы, и тут театр лучше выдумать бы не смог. Пьеса патриотична без всяких скидок и натяжек. Чистый, прозрачный, качественно написанный водевиль обнаруживает в этом смысле куда больше возможностей заразить и убедить, чем нынешние натужные поиски национальной идеи.

К слову, "парад" спектаклей наших драматических театров к великой дате больше напоминает разрозненные вылазки партизанских отрядов. Козырять по случаю очередного госзаказа мы, слава богу, разучились, но и работать по велению личного внутреннего долга - тоже. Опять же с материалом непросто: мало взять хорошую военную прозу, надо ведь еще иметь свое, сегодняшнее отношение к тому, что было написано в иную эпоху, в жестких условиях иной идеологии.

Между тем армейскому театру, в отличие от всех остальных, тема защиты Отечества как вменялась в прямую, "профильную" обязанность, так и вменяется по сей день. Борис Морозов предпочитает искать ее в событиях давней истории, более или менее отстоящих по времени от переменчивых идеологических настроений. Он ставит "Севастопольский марш", пьесу Натальи Скороход по "Севастопольским рассказам" Льва Толстого. А юбилейный сезон открывает героической музыкальной комедией Тихона Хренникова, чьи мелодии благодаря до сих пор не сходящей с экрана "Гусарской балладе" не знает только глухой. Нынешний спектакль "Давным-давно" к тому же не просто восстановление с новыми исполнителями легендарной постановки, а новая сценическая редакция.

Право, то, что сочинил Тихон Хренников, испортить трудно. Вот только начинается увертюра, а искомое легкое блаженство тут как тут: хочется подхлопать и подпеть. И тут же - первое разочарование: вместо живого оркестра - фонограмма. Гламурная и бездыханная, она заполняет зал-монстр оглушительной мощью децибел, и уже заведомо страшно за голосовые связки артистов.

Ну так и есть - микрофончики, спрятанные в складках актерских костюмов, выручают только тех, прямо скажем, немногих, у кого имеется то, что эти микрофончики призваны усилить, а именно - голос. Забегая вперед, скажу, что поют "невзирая на" лишь юная Татьяна Морозова - Шура Азарова, Андрей Егоров - Давыд Васильев да Владимир Михайлович Зельдин, играющий Кутузова. Остальные попадают в ноты. Спрашиваю у людей старшего поколения: а как же Лариса Голубкина, певшая на этой сцене Шуру в домикрофонную эпоху да в сопровождении живого оркестра, ее было слышно? Впрочем, заранее знаю ответ.

С фонограммами вообще шутки плохи. Баланс с живыми голосами - только одна из многих проблем. Есть ведь еще аранжировка (Рубен Затикян). Вроде все грамотно, но ощущение такое, будто вместо пейзажа, написанного маслом, вам предложили широкоформатный глянцевый снимок. Или, если угодно, взяли свежие овощи, заморозили, потом сунули в микроволновую печь и быстренько бросили в кастрюлю. Вкус, как говаривал Аркадий Райкин, специфический.

Шедевральные арии вроде песенки Луизы Жермон "Я пью, все мне мало..." или "французского" шлягера "Жил-был Анри Четвертый..." со всех сторон подпираются вспомогательными средствами. Голоса слабенькие, значит, остается в первом случае принимать жеманные позы и томно вздыхать, а во втором - петь втроем, с трудом сливаясь в бодром припеве "лена-лена-бум-бум...".

Впервые задумываешься о том, на какой роскошный диапазон актрисы-певицы рассчитывал Тихон Хренников, сочиняя знаменитую колыбельную "Лунные поляны...". Татьяна Морозова берет верхи коротко, без кантилены. Ей вообще лирические сцены в женском обличье удаются хуже. Но корнета она играет заразительно, темпераментно, порой даже через край. Увы, ни поручик Ржевский - Вячеслав Разбегаев, ни большинство братьев-гусар не излучают главного водевильного свойства - обаяния... (Продолжение ниже)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


Администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.05 11:29. Заголовок: Re:


...Так и хочется пожаловаться на злосчастные великанские размеры большой сцены ЦАТРА, где достичь зрительских глаз, ушей, а тем более сердец можно лишь соответствующей форсированной атакой. Однако свидетели предыдущей редакции комедии, шедшей, между прочим, на тех же необъятных подмостках, отмечают прозрачность и легкое дыхание. К тому же как только на сцене появляется Зельдин, играющий Кутузова отнюдь не на Бородинском поле, а напротив, в своих апартаментах, где фельдмаршал в летах безуспешно пытается отдохнуть, возникают и водевильная легкость, и доверительная интонация, и акварельная ирония.

Что толку в сотый раз повторять: водевиль играть труднее, чем психологическую драму, а тем более - эпическое полотно. Что между усредненным представлением о том, как надо "представлять" в комедии положений, и реальным владением этой воздушной, изящной техникой - дистанция поболе параметров сцены Театра Российской Армии.

Да и с гусарами нынче напряженно. Они, любезные российскому сердцу, - это ведь не только ментики, кивера и аксельбанты, весьма красочно обыгранные в декорациях Владимира Арефьева и костюмах Алены Сидориной. И не усы с бакенбардами. А, черт возьми, личностное обаяние их носителей.

Зрители устроили на премьере четыре овации. Две достались Владимиру Зельдину - при первом выходе и по окончании, когда было объявлено о 60-летнем пребывании артиста на сцене ЦАТРА. Две - Тихону Хренникову, сидевшему в партере: до поднятия занавеса и после его закрытия.

По большому счету, "единственной новостью" нового "Давным-давно" так и остались таланты композитора и артиста. Хренниковские мотивчики публика еще долго напевала, растекаясь по площади Победы в сторону троллейбусов и метро.

Культура, 6 октября 2005 года

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.05 11:58. Заголовок: Re:


А вот Хренникову понравилось исполнение и аранжировка.

Не могу не согласиться с автором в том, что фонограмма и пение в микрофоны в этом спектакле не только не уместны, но и выглядит как-то неудобно.

Вот побывав в театре им. Станиславского (там в спектакле "Мещанин-Дворянин" на сцене "живая" музыка и "живыми" инструментами) я ощутила столь невероятный прилив эмоций, сопровождавший меня весь спектакль, что нельзя по сей день забыть. Как хочется того же в ТА!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.05 01:38. Заголовок: ПРО оркестр.


Где его взять-то, ПРИ НЫНЕШНЕМ финансировании культуры в армии?

Когда был в яме дирижёр - он руководил всем - и инструментами, и артистами.

А что может сделать звукорежиссёр, сидящий под балконом в аппаратной с допотопными динамиками, которые висят над сценой?



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.05 10:32. Заголовок: Re:


Это уже вопрос к Сергею Иванову да к Путину, нафиг было канал создавать никому не нужный, лучше бы пустили эти деньги на ТА. [img src=/gif/sm/sm131.gif]

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 4
Зарегистрирован: 15.12.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.06 02:04. Заголовок: Re:


а мне можно? я хоть и не старик, но безумно обожаю этот фильм и в жизни активно по мере сил помогаю тем старикам, которые именно идут в бой...
равно как и творения по гусарской теме. И являюсь ярой сторонницей живой музыки. От фонограммы дальнобойно плююсь, простите за подробность.
О Сергее Иванове и Путине - вопрос о финансовой помощи театру они, имхо, если и рассмотрят, то вскользь... Меценатство же еще никто не отменял. Я не Рокфеллер. Я вообще еле-еле выкарабкиваюсь каждый месяц из собственного финансового кризиса. Потому что еше не совсем осознала изменение в своем "благосостоянии" - изменение в худшую сторону. Увы. Но моя автоподпись, я полагаю, говорит сама за себя. Конструктивные идеи, мысли и пожелания приветствуются:)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 127
Зарегистрирован: 20.09.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.07 01:12. Заголовок: Re:


да все в театре будет!!! все будет хорошо!! если безразличных меньше станет...
....безразличных к происходящему... меньше... а энтузиастов и борцов прибавится!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет