Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 4940
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.08 20:35. Заголовок: Гастроли в Белгороде-2008


Гастроли ЦАТРА в Белгороде: «Волки» и старая хулиганка

Недельные гастроли Центрального Академического Театра Российской Армии в Белгороде наглядно продемонстрировали и высокий потенциал коллектива, и зависимость творческого результата от того, в чьих руках находится постановка.

Спектакль «Волки и овцы» главрежа театра, народного артиста России Б. Морозова, славящегося «традиционализмом» в лучшем смысле этого слова, показал тонкий подход постановщика к актеру, умение согласно с жанром комедии ритмически выстроить действие.

Спектакль вопреки шаблонам («ружье должно выстрелить в конце») начинается с высокой точки, резкого оружейного залпа, разрушающего зеленую лесную идиллию (сценография народного художника СССР И. Сумбаташвили), наполненную щебетом птиц и карканьем одной какой-то особенно назойливой галки.

Этим глупый подвигом незадачливый охотник Аполлон Мурзавецкий создает своеобразный пролог к интриге пьесы, в которой хитро задуманные козни одних персонажей против других произведут успеха не более чем охота Мурзавецкого.

Зато другие, таящиеся до времени в тени, триумфально выйдут на сцену. «Волки» почувствуют, что значит оказаться в овечьей шкуре, а смирные с виду «овечки» неожиданно покажут клыки.

Блестящие актерские работы в этом спектакле у народной артистки А. Покровской (бесстыжая интриганка Мурзавецкая, путем подлогов и шантажа стремящаяся завладеть имением наивной вдовы Купавиной), Т. Морозовой (в роли притворщицы Глафиры, старающейся поймать богатого жениха, она бесподобна — феерия выдумки, дерзости, темперамента!), заслуженного артиста В. Абрамова (старый холостяк Лыняев в его исполнении и хитер, и наивен одновременно), у Н. Лазарева (Аполлон). Впрочем, даже самые маленькие роли с любовью и заботливо выстроены актерами.

Совсем иное впечатление от спектакля «Школа любви» А. Житинкина. Приглашенный режиссер, известный в столице шокирующими постановкам, ставил «Школу» для бенефиса народной артистки СССР Л. Касаткиной, и на сцене он идет уже три года.


Постановка имеет вид совершенно «сырой»: актеры все время спотыкаются на тексте, диалоги звучат вяло и безжизненно. Мизансцены не выстроены, персонажи статуарны. Да еще по невнятной задумке режиссера сцены каждые пять(!) минут сменяются, и в синих сумерках зритель принужден наблюдать за рабочими сцены, туда-сюда таскающими весьма скромный реквизит, который лучше всего было бы оставить в покое: два пуфика (с пальмами? фикусами?) да сервировочный столик.

Роль эксцентричной старушки-хулиганки Мод тем не менее словно написана для Касаткиной — кураж, женское очарование, неподвластно возрасту, любовь к жизни и всему живому.

Сюжет тоже очень занятный: странный юноша Гарольд (А. Руденко), развлекающийся тем, что треплет нервы мамаше, инсценируя самоубийства, неожиданно влюбляется в 80-летнюю Мод. Сначала она удивляет его своими эпатажными выходкаами, затем втягивает в них...

Незаметно оказывается, что изменилось даже мировоззрение юного эгоиста, которому Мод преподает любовь — любовь к жизни. А между тем за ее плечами — горечь утрат, смерть близких, концлагерь. Тем не менее спектакль от провала спасает только любовь зрителей к Касаткиной, ее удивительная харизма.

Музыкальная комедия «Приглашение в замок» по пьесе Ж. Ануя поставлена режиссером А. Бурдонским. С первого взгляда кажется, что нам расскажут историю заурядной Золушки, нелегально проникшей на светский бал, где она встретит своего принца.


Однако Золушка (певица Изабелла из «Гранд-опера») куплена племянником хозяйки замка Орасом, циничным плейбоем, задумавшим досадить любовнице и разрушить предстоящий ей брак с собственным братом-близнецом.

А заодно потешить гостей разоблачением загадочной красавицы, звезды вечера... Однако план не удается провести как по нотам: оскорбленная Золушка бунтует против абсолютной власти денег и отвергает предложенные ей купюры.

Да и, кажется, она не на шутку влюбилась. Только в кого — бонвивана Ораса или в его застенчивого брата-романтика?

Задуманная Орасом «театральная постановка» в клочья рвет приевшуюся героям реальность, устанавливая свои правила. В спектакле нашла воплощение характерная для драматурга концепция жизни как игры, а игры как подлинной жизни.

Зрители с восторгом принимают народного артиста СССР В. Зельдина в роли миллионера Мессершмана, поющего и танцующего, несмотря на свои 94 года, «Хава Нагилу»; колоритный дуэт народных артисток России А. Покровской (смешная старая дева-компаньонка Капюла) и О. Богдановой (мамочка Изабеллы).

Чуть меньше аплодисментов выпало на долю И. Марченко, виртуозно и почти мгновенно перевоплощающегося из Ораса в Фредерика и обратно, — задача сложная, а и может быть не до конца убедительно выполненная... Спектакль был несколько затянут и нудноват, да и главных персонажей явно «переигрывали» более яркие второстепенные.

Труппу Театра Армии специалисты называют одной из лучших в стране, и белгородцы уже не раз могли убедиться в справедливости этого утверждения. Он не боится быть разным, искать новое в сотрудничестве с другими режиссерами. И то, что на этом пути не всегда ждут удачи, наверное, неизбежно.

Н.Васильева, "А-фишка"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Администратор




Пост N: 4944
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.08 21:37. Заголовок: Три театра в одном. ..


Три театра в одном.

На минувшей неделе в Белгороде прошли гастроли Центрального академического театра Российской армии.

Десять лет назад Центральный академический театр Российской армии впервые принимал участие в программе фестиваля "Актёры России - Михаилу Щепкину". С тех пор и завязались между коллективами БГАДТ и ЦАТРА тесные творческие и человеческие отношения. Пять раз "армейцы" принимали участие в щепкинских фестивалях, и белгородские зрители с неизменным воодушевлением принимали спектакли главного режиссёра ЦАТРА, народного артиста России Бориса Морозова "На дне", "Сердце не камень", "Скупой", работы других режиссёров, сотрудничающих с театром, - А.Халилуллина "Поздняя любовь", Ю.Гусмана "Человек из Ламанчи", аплодировали блестящим актерским работам Владимира Зельдина, Николая Пастухова, Бориса Плотникова, Александра Михайлушкина, Владимира Сошальского, Ларисы Голубкиной, Геннадия Крынкина... Борис Морозов, тем временем, стал родным для белгородского театра, поставив на его сцене "Горе от ума" А.Грибоедова, "Лес" А.Островского и "Заворожённое семейство" Л.Толстого.

В афише нынешних гастролей ЦАТРА было представлено три спектакля трех режиссёров, демонстрирующих различные эстетические подходы к театральному искусству. Открывали гастроли (и одновременно закрывали VII Всероссийский театральный фестиваль "Актёры России - Михаилу Щепкину) "Волки и овцы" А.Островского в постановке Бориса Морозова. Хрестоматийная история, разворачивающаяся в минималистских внебытовых декорациях народного художника СССР И.Сумбаташвили (пространство сцены в зелёном убранстве символизирует маняще-прекрасный и завораживающе-страшный лес - во всём многообразии смысловых оттенков этого слова), оказывается не просто современной, но словно иллюстрирующей сюжеты газетных расследований об оборотистых дельцах, называемых ныне рейдерами. Пожалуй, только великолепные костюмы А.Сидориной возвращают зрителя в эпоху Островского.

В решении конфликта и образов пьесы Б.Морозов избегает прямолинейности: не сразу и разглядишь, что за сущность скрывается под той или иной "шкурой"! Народная артистка России Алина Покровская вовсе не рисует Меропу Мурзавецкую лесным чудовищем. Просто милая почтенная дама соскучилась в глуши по ярким впечатлениям, отчего и затеяла рискованную авантюру, чем дальше в лес, тем больше увлекаясь своим "художественным" замыслом. Но если финансовая афера не удалась, Мурзавецкая с неменьшим азартом примется за роль устроительницы матримониальных проблем.

Настоящие "хищники" в спектакле поистине дьявольски изобретательны и...обаятельны. Разве глядя на Глафиру в искромётном исполнении Татьяны Морозовой, устоит в своём холостячестве лениво-вальяжный, старомодно-порядочный Лыняев (засл. артист России Валерий Абрамов)? Разве не будет повержен любой, опрометчиво вставший на пути, противник Беркутова (засл. артист Республики Татарстан Николай Козак)? Это не "ясный сокол", прилетевший спасти вдову Купавину - эдакий "наивности образчик" из сегодняшних анекдотов "про блондинку" (арт. Людмила Татарова). Это жёсткий, холодный, расчётливый ястреб, молниеносно атакующий добычу. Но как чертовски привлекательна мужская сила, отчётливо звучащая в его негромком голосе с твёрдыми многозначительными интонациями!

Досадно, что целостность восприятия спектакля нарушают темпоритмический диссонанс между тягучим первым актом и стремительным вторым; слишком явное различие в речевой манере - старой доброй бытовой у одних исполнителей и заметно сниженной, имитирующей интонации сегодняшних хозяев жизни у других; слишком нарочитое, порой в ущерб психологической достоверности, увлечение приемами внешней характерности в рисунке ролей Аполлона Мурзавецкого (засл. артист России Николай Лазарев) и Анфусы Тихоновны (засл. артистка России Ольга Дзисько).

"Волки и овцы" - это седьмое по счету обращение Бориса Морозова к наследию "русского Шекспира". Очевидно, что оно стало итогом долгих, порой мучительных, размышлений и наблюдений над нашей сегодняшней и вечной действительностью. Именно этот нерв современности, как всегда мощно и страстно обнаженный Борисом Морозовым, для меня самое ценное в спектакле. Ибо приглашает к продолжению разговора с Островским.

Комедия "Школа любви", поставленная Андреем Житинкиным по мотивам известного романа "Гарольд и Мод" К.Хиггинса - это бенефис народной артистки России Людмилы Касаткиной. В роли сумасбродной, эксцентричной, но очень одинокой, многое и многих пережившей Мод актриса демонстрирует неподражаемое "касаткинское" женское обаяние и удивительную физическую форму. Изящная, подвижная, она с лёгкостью отбивает чечётку и, лежа на сцене, "крутит велосипед", её интонации завораживают фирменным коктейлем очаровательной женственности и мальчишеского озорства.

Жаль, очень жаль, что А.Житинкин, имеющий репутацию эпатажного, изобретательного, парадоксального режиссёра, не удосужился создать в спектакле достойного обрамления для звезды "армейской" сцены. Мизансцены, сменяющие друг друга словно видеоклипы, тривиальны и невыразительны. Образы решены так, что на сцене действуют не живые люди, а персонажи-функции: разочарованный юноша, жёсткая, властная мать, непреклонный, но справедливый полисмен. Всё это обедняет палитру спектакля и не даёт почувствовать в полной мере ни трогательность истории взаимоотношений юного Гарольда и 80-летней Мод, ни комизм ситуаций пьесы, ни грустную и светлую ноту финала.

Мод, прощаясь с юным другом, говорит ему: "Живи... Люби... Люби много раз...", казалось бы, предопределяя его дальнейшую судьбу. Однако уход Мод из жизни в спектакле Житинкина сопровождается истерикой Гарольда (арт. А.Руденко). Он-то как раз не представляет, как будет жить без той, что научила его радоваться жизни, ощущать её вкус, не слышит её напутствия. Поэтому зритель остается в недоумении: а ради чего тогда нам все это рассказали и показали? Неужто ради эпатирования публики историей любви юноши и дамы, годящейся ему в бабушки?

Спектакль режиссёра ЦАТРА Александра Бурдонского "Приглашение в замок" по пьесе Ж.Ануя, напротив, поставлен очень изобретательно, стильно, ярко и внятно. Спектакль превращается в некое музыкально-танцевально-костюмированное варьете, где за феерическим блеском карнавальной мишуры не всегда можно разглядеть истинные лица и истинные чувства героев. Но у каждого из них есть шанс рассказать о себе благодаря точно прорисованным режиссёром характерам и вставным концертным номерам, прекрасно вписывающимся в стилистическую ткань спектакля.

Особенно хороши в спектакле народные артистки России Алина Покровская (Капюла) и Ольга Богданова (Мамочка), прекрасно чувствующие природу представления, купающиеся в своих ролях, фонтанирующие изобретательными актёрскими находками. Блистателен и Игорь Марченко в ролях братьев-близнецов Ораса и Фредерика, абсолютно непохожих по характеру: у публики действительно возникает впечатление, что перед ним попеременно предстают разные люди. И, конечно же, невероятное счастье для зрителя видеть и слышать народного артиста СССР Владимира Зельдина в роли хозяина замка, господина Мессершмана, снова и снова удивляться фантастической форме артиста, кружащегося в танце, поющего "Хаву нагилу", покоряющего благородством осанки и умением обнажить глубокое, трагическое одиночество своего героя.

...Вот такие разные спектакли, разные режиссёрские имена, разные театры объединила гастрольная афиша Центрального академического драматического театра Российской армии. Белгородцы с благодарностью аплодируют "армейцам" и желают, чтобы репертуар театра всегда собирал спектакли "хорошие и разные". Но чтобы разные непременно были хорошими!

Наталья Почернина, "Смена", октябрь 2008 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет