Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 5112
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.09 19:26. Заголовок: Рецензии на "Одноклассников"


В порядке бренда
"Одноклассники". Театр Российской Армии


Название спектакля попадает в десятку. А что вы хотите? "Одноклассники" - социальный тренд нового тысячелетия, забава национального масштаба. Да что там национального? Берите шире - международного. Так что тема эта одновременно модно-продвинутая и рассчитанная на массовый спрос. Этот синтез куда как важен и для театра - любого. Театр Российской Армии - не исключение. Неслучайно за постановку "Одноклассников" взялся сам главный режиссер ЦАТРА Борис Морозов. Он в последние годы современную пьесу как-то обходил стороной, припадая то к Шекспиру с Мольером, то к Горькому с Островским. Хотя в его биографии бывали времена иные, но давние. Впрочем, театралы со стажем его спектакли по современным пьесам ("Брысь, костлявая, брысь!" С.Шальтяниса в Театре имени Станиславского или "Смотрите, кто пришел!" В.Арро в Маяковке) вряд ли когда-нибудь забудут. Потому как они, без всяких оговорок, вошли в столичную театральную летопись века минувшего. Правда, оглядываться назад - занятие не самое благоприятное для современного театра.

Нынешних "Одноклассников" написал небезызвестный драматург и главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков. Забавно слышать, как персонажи пьесы то и дело поминают "Литературку" в своих репликах - такая вот остроумная реклама своему изданию. А почему бы и нет? Поляков - автор достаточно востребованный, в том числе и столичными театрами, ну и, понятное дело, модную тему решил не обходить стороной. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что модной она стала благодаря брендовому названию. Сама же идея "традиционного сбора" уже вдоволь перепахана отечественными драматургами от Розова до Галина.

Тут, конечно, важно найти главный аспект истории, ее ключ и жанр. Последний, вроде бы, обозначен в театральной программке как "мелодрама". Оно бы и хорошо, ведь, наверное, у каждого потенциального зрителя найдется своя история из серии "одноклассники", преимущественно из области "первой любви", которую стоит эмоционально сравнить с той, что увидится на сцене. Ну и оплакать или, наоборот, вздохнуть с облегчением. Но чисто мелодраматический сюжет, вероятно, показался Юрию Полякову мелковатым. И он замахнулся на некую социальную глобалку, смешав в одном флаконе ингредиенты, не всегда сочетаемые.

Итак, наши одноклассники, выпускники провинциальной российской школы, собрались вместе, дабы справить сорокалетие одного из них (у других, впрочем, оно тоже не за горами или уже настигло). Встреча, правда, весьма горька, поскольку именинник Иван Костромитин (Вадим Пожарский), инвалид-"афганец", вот уже двадцать лет существует в виде "теловека" (от слова "тело"), сидя в инвалидной коляске и никак не реагируя на окружающий мир. Так вот, Иван - номер один в списке представителей разных социальных слоев и групп, выведенных Поляковым в этой пьесе. Автор сам их называет "разноклассниками", дабы подчеркнуть случившееся со временем расслоение. Бывший класс у Полякова - миниатюрная модель современного общества. Помимо "афганца", здесь соберутся священник, спившийся поэт-бомж, королева красоты местного масштаба, олигарх, владелец областных заводов, газет, пароходов, австралийский эмигрант и школьная учительница. Плюс примкнувшая к ним мама Ивана (Алина Покровская), верующая коммунистка.

Идем дальше. Представители каждого слоя еще и ведут не самую благопристойную жизнь. Королева красоты Анна (Ксения Хаирова) ныне оказывает эскорт-услуги. Отец Михаил (Николай Лазарев) прикарманивает деньги, выделенные на ремонт храма. Поэт Федор (Игорь Марченко) пьет по-черному. Олигарх Виктор (Николай Козак) взрывает конкурентов. Эмигрант Борис (Константин Денискин) безуспешно прозябает в Австралии, мучаясь "русской тоской". Учительница Светлана (Алиса Богарт) "торгует" дочерью, выбирая отца повыгоднее. И один лишь Иван - Пожарский здесь пребывает в роли безмолвного судии, никак, впрочем, не реагируя на поочередные исповеди одноклассников.

Почему так много о пьесе? Да, собственно, потому что именно она, наверное, станет для публики самым притягательным элементом. Непосредственно в спектакле, к сожалению, никаких открытий и откровений обнаружить не удалось - ни с режиссерской, ни с актерской точек зрения. Художник Иосиф Сумбаташвили поместил действие в типичные интерьеры небогатой квартирки со старенькой мебелью и фотографиями на стенах. А Борис Морозов попытался честно и просто рассказать эту историю, без каких-либо особых постановочных ухищрений. Режиссер яркий и темпераментный, способный укротить колоссальную основную сцену своего театра зрелищным решением той или иной пьесы, на сей раз скромно отошел в тень, обозначив актерские задания.

Хотелось бы сказать, что актеры играют, как могут. Но нет. Могут они гораздо больше. Достаточно вспомнить Николая Лазарева и Николая Козака в морозовском же "Гамлете". Ансамбль, впрочем, почти всегда выдерживается, хотя Игорь Марченко - Федор, в силу отмеренного природой темперамента, то и дело норовит переиграть всех. В такие моменты на фоне этих роскошных "выходов" все остальные поневоле бледнеют. Удается не потеряться разве что Алине Покровской, она вкупе со своей героиней полна спокойного достоинства, сдержанна, но с явным внутренним накалом.

А вот финал этой сценической истории явно удался, хотя многие промежуточные моменты бывали предсказуемы - и сюжетно, и постановочно. Все так и ждали, что недвижный Иван - Пожарский, введенный в стресс всеми этими социально-мелодраматическими коллизиями, что разыгрываются на его глазах, вдруг проснется, встанет, заговорит или пошлет всех ко всем чертям. Но он лишь так неожиданно рассмеялся, от души и явно отстраненно, будто и впрямь давно находился "над" этой неприглядной реальностью. В этом смехе - смысл и оценка того, как комичны все наши мелочные передряги на фоне этого многолетнего, безмолвного и явно незаслуженного страдания.

Ирина Алпатова, газета "Культура", №24, 25.06.09-01.07.09 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Администратор




Пост N: 5113
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.09 19:33. Заголовок: tarmy пишет: Забавн..


tarmy пишет:

 цитата:
Забавно слышать, как персонажи пьесы то и дело поминают "Литературку" в своих репликах - такая вот остроумная реклама своему изданию.



Странно, вроде бы мы с Алпатовой один спектакль смотрели, но что-то не припомню я неоднократных упоминаний сей газеты в спектакле. Если и было, то единожды.

tarmy пишет:

 цитата:
Непосредственно в спектакле, к сожалению, никаких открытий и откровений обнаружить не удалось - ни с режиссерской, ни с актерской точек зрения.



Теперь думаю, что все-таки мы с Алпатовой смотрели разные спектакли.

tarmy пишет:

 цитата:
Художник Иосиф Сумбаташвили поместил действие в типичные интерьеры небогатой квартирки со старенькой мебелью и фотографиями на стенах.



А как интересно он по-другому должен был оформить сцену? Греческие колонны что ли поставить?

tarmy пишет:

 цитата:
А Борис Морозов попытался честно и просто рассказать эту историю, без каких-либо особых постановочных ухищрений.



И ему это удалось на все сто, благодаря этому спектакль получился!

tarmy пишет:

 цитата:
Достаточно вспомнить Николая Лазарева и Николая Козака в морозовском же "Гамлете".



Как говорится... no comments

tarmy пишет:

 цитата:
В этом смехе - смысл и оценка того, как комичны все наши мелочные передряги на фоне этого многолетнего, безмолвного и явно незаслуженного страдания.



А вот здесь готова подписаться под каждым словом!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 5
Зарегистрирован: 22.04.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.09 23:53. Заголовок: Саша, полностью с то..


Саша, полностью с тобой согласна. Иногда такой простенький интерьер и история, расказанная без каких-либо сценографических вывертов гораздо больше тронет зрителя. Финал, хоть и был предсказуемый, но мне был интересен путь ( и я думаю, не только мне) каким нас всех доведут до этого финала! Искусство должно будить мысли, но идти к ним через чувства. Именно это и произшло. А сравнивать с "Гамлетом" даже не очень корректно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Пост N: 5187
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.09 15:40. Заголовок: Глубоко черный цвет ..


Глубоко черный цвет

«Одноклассники» Ю. Полякова в Театре Российской Армии

Собственно говоря (опубликованное в «Современной драматургии» №2 за 2008-ой год) сочинение известного прозаика, главного редактора «Литературной газеты» называется «Одноклассница». Так как едва ли не все основные сюжетные линии пьесы Юрия Полякова сводятся к некой Светланы Погожевой — роковой «фигуре» в судьбах Ивана Костромитина и Виктора Черметова — центральных персонажей рассказанной Поляковым истории.
Но, очевидно, творческого лидера Центрального театра Российской Армии, режиссера- постановщика спектакля Бориса Морозов мелодраматические коллизии не слишком-то заинтересовали. Равно как и непосредственно «любовный треугольник». Судя по всему, Морозова куда больше привлекла вся описанная Поляковым компания некогда близких друг другу людей и те метаморфозы, что произошли в их душах за годы, которые подобно нескольким мгновениям пролетели со дня окончания средней школы одного ничем не примечательного города, расположенного на берегах «великой русской реки».
Отсюда и название спектакля — «Одноклассники», появившееся в афише Малой сцены Театра Армии, где, кстати, всегда с интересом относились к современной тематике. И будет совсем нелишне вспомнить, что именно на подмостках этого театра в разное время шли драматические произведения Леонида Зорина («Добряки», «Светлый май») и Александра Гладкова («До новых встреч!»), Владимира Войновича («Два товарища») и Александра Штейна («Океан»), Александра Галина («Последнее свидание», «Аккомпаниатор») и Зори Дановской («Любка-Любовь»). А «Фабричная девчонка» Александра Володина (в режиссуре Бориса Львова-Анохина) с Женькой Шульженко-Людмилой Фетисовой и «Святая святых» Иона Друцэ (в постановке Иона Унгуряну) с Кэлином - Николаем Пастуховым, Михаем – Игорем Ледогоровым, Марией – Ириной Деминой и вовсе обрели статус театральных легенд.
Попасть в эту почетную категорию, да просто быть отнесенными к числу однозначных удач армейского коллектива у «Одноклассников» шансов, честно сказать, мало.
Спектакль вообще производит странное, порой гнетущее впечатление. Причина, думается, кроется, прежде всего, в драматургическом материале, который отталкивает еще при первом знакомстве.
И вовсе не из-за неоднозначности исходной ситуации традиционного сбора старых товарищей, биографии которых, увы, сложились не так, как мечталось в юности. А потому что практически все (за исключением разве что Ивана Костромитина и его матери Евгении Петровны) действующие лица пьесы (включая и священника Михаила Тяблова) показаны Юрием Поляковым с самой что ни на есть дурной стороны.
Все это, наверное, имеет смысл попробовать объяснить тем, что героям сорок лет. И, следовательно, на их долю выпало множество испытаний: слом старой, надежной, казавшейся незыблемой советской государственной системы, война в Афганистане, смена нравственных приоритетов. По мнению Юрия Полякова, выдержать это достойно нельзя. И, видимо, этим объясняется негативная авторская позиция, с которой трудно безоговорочно согласиться.
Все-таки не каждая традиционная встреча одноклассников оборачивается дракой, бесконечными выяснениями отношений и сведениями прежних счетов. Да и морально сломались далеко не все те, чья юность и молодость пришлась на восьмидесятые-девяностые годы прошлого, двадцатого века. Кто-то же сумел выстоять, сохранить себя. Поляков же явно претендует на обобщение, вынося обвинительный приговор чуть ли не всем сорокалетним. Но зачем? Неужели лишь для того, чтобы в очередной раз констатировать факт их несостоятельности? Но подобным, нелестным эпитетом можно «наградить» любое поколение российских граждан — ведь редко кому в нашей стране выпадает шанс полностью реализовать свой потенциал.
Похоже, что и создатели спектакля не во всем согласны с Поляковым. Правда, «глубоко черный цвет», в который «окрашено» повествование, создателям спектакля, к сожалению, до конца оттенить не удается. Хотя они стараются, если не смягчить, то, по крайней мере, не усугублять и без того радикально-отрицательный авторский взгляд.
Старейший отечественный сценограф Иосиф Сумбаташвили предлагает скромное, выдержанное в деликатных тонах оформление, представляющее собой фрагмент стандартного жилища, обставленное согласно поляковской ремарке, по типично советским стандартам. Композитор Рубен Затикян — волнующую, с преобладанием гитарного перебора мелодию. А ведомые режиссером актеры по давней российской традиции являются адвокатами своих героев.
К примеру, Ксения Хаирова за вызывающими манерами бывшей «королевы красоты» областного масштаба Анны Фаликовой обнаруживает искусно завуалированную тоску по надежному мужскому «плечу». Константин Денискин вопреки установке Полякова делает своего Бориса Липовецкого (новоявленного австралийца, эмигрировавшего из России из-за боязни погромов) добрым, не слишком-то удачливым, в чем-то нелепым существом, что совершенно не вяжется с его блестящей внешней «упаковкой». Старается «утеплить» роль бизнесмена Черметова Николай Козак. А Алиса Богарт — оправдать внутреннюю раздвоенность Светланы Погожевой. Стоит отметить и Алину Покровскую, ролью Евгении Петровны Костромитиной пополнившей «галерею» образов настоящих матерей.
Жаль только, что иногда участники спектакля, которым, надо полагать, стоило немалого труда одухотворить пьесу, позволяют себе отсебятину сомнительного вкуса (вроде обращенной к Борису Липовецкому реплики: «Ты – еврей? Покажи!») и нарочито репризно произносят откровенно пошлые авторские фразы.
Впрочем, публике это нравится — недаром стены зрительного зала то и дело сотрясает громкий смех. Ажиотирует она и в моменты, совсем для этого не подходящие, что незаметно переводит драматическое, по сути, действо в иной эмоциональный, какой-то не серьезный регистр.
Это касается и финала, когда обездвиженный и не способный вследствие тяжелого ранения инвалид-афганец Иван Костромитин (эту роль очень содержательно играет Вадим Пожарский) вдруг начинает хохотать. И зрители вместо того, чтобы проникнуться необычностью момента (ведь, наверняка, все происходящее связано с потрясениями, пережитыми Костромитиным за краткий период наблюдения за друзьями) и на минуту-другую задуматься начинают радостно аплодировать. В результате чего заключительные мгновения спектакля рождают ощущение неловкости. Однако, зная возможности занятых в «Одноклассниках» артистов, хочется надеяться на то, что со временем им окажется под силу это положение исправить.

Майя Фолкинштейн, ж-л "Современная драматургия", №4, 2009 год

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор




Пост N: 5197
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.09 13:12. Заголовок: Потерпевшие претензи..


Потерпевшие претензий не имеют/"Одноклассники" (театр Российской Армии)

Чуть ли не первым в столице Театр Российской Армии поставил реально современную пьесу, при всех своих несовершенствах отразившую спектр противоречивых проблем нынешней жизни, что само по себе вызывает уважение.

Принято считать, что театральные писатели делятся на драматургов «от литературы» и «от театра». Но пока те и другие молчат, растерянно взирая на происходящее вокруг, подмостки освоило бодрое племя драматургов от журналистики. Они куда более мобильны, восприимчивы к новым типажам и конфликтам. А еще у них завидное чутье на репризу, умение в эффектной формуле выразить как сложности и парадоксы жизни, так и иронию по отношению к ним.

Это свойственно и пришедшему в драматургию из журналистики Юрию Полякову, чьи сценические опыты зачастую остроумны, жанрово сложны и многообразны. Его сценарии и пьесы всегда оказываются где-то между трагедией и мелодрамой. Так драматург откликается на интересы телезрителей, принимая как объективную данность, что в театральном зале все чаще преобладают люди, «оторвавшиеся от телеэкрана», где давно возобладала эстетика сериалов с их специфической сюжетикой и социально-культурными нормами. При этом Поляков всегда остается актуальным, активно осваивая сюжеты дня нынешнего.

Но журналистская зоркость на новизну не мешает ему чувствовать ту грань, за которой события нынешнего дня мифологизируются. К этому трудно относиться без иронии, а потому драматург всегда смешивает в своих пьесах миф и анекдот, мелодраму и репризу, при этом неизменно внимательно прописывая психологические портреты феноменальных типажей, рожденных новыми обстоятельствами.

Мелодрама «Одноклассники», поставленная режиссером Борисом Морозовым на Малой сцене Театра Российской Армии, - новый интересный опыт в этом направлении.

Название покажется заманчивым прежде всего новой генерации «сетевых» людей, у кого понятие «одноклассники» ассоциируется с названием популярного сайта. Но этот манок не срабатывает: герои пьесы – люди сорокалетние, их сетевой опыт значения не имеет. И собрались они на юбилей одноклассника, вернувшегося два десятка лет назад полным инвалидом из Афганистана.

Обязательная аналогия с В.С.Розовым ближе, но тоже не существенна. Персонажи встречаются не в ностальгическом пространстве школы, а в доме юбиляра-инвалида. Да и сами школьные воспоминания по сути здесь ритуальны.

Виновник торжества живым укором безмолвно присутствует при далеко не всегда искреннем общении зрелых людей, чьи жизненные дороги, по всему судя, почти не пересекались.

Драматург выстраивает яркую галерею типажей, застигнутых врасплох «суровостью времен». Каждому из них дана своя исповедь: священнику и олигарху, поэту-бомжу и королеве красоты, тоскующему эмигранту и школьной учительнице…

Обязательный в подобных сюжетах «опасный поворот» тоже сознательно проиронизирован. Память про школьные влюбленности, давние грехи и даже тайна отцовства для участников любовного треугольника – все не без лукавства так перемешано, что сами герои чувствуют театральность происходящего и не без язвительности острят по этому поводу.

Режиссер умело удерживает действие на грани трагикомедии и мелодрамы, сохраняя правду внутренних чувств, что в подобных сюжетах труднее всего. Но постановщика спасает вера в предлагаемые обстоятельства - еще один обязательный закон творчества.

В унисон с режиссером творят художник и композитор. Признанный мэтр сценографии Иосиф Сумбаташвили насыщает жилое пространство драматической энергией. А композитор Рубен Затикян сочиняет для спектакля несколько проникновенных лирических тем, близких по стилю авторской песне.

Сорокалетие, кстати, как повод для юбилея, дата весьма уязвимая. По принятому суеверию мужчины не должны свое сорокалетие праздновать: для них это что-то вроде «пятницы 13-го», день этот еще называют «сумерками судьбы».

«Афганца» Ивана «сумерки судьбы» настигли в уже удаляющемся прошлом. Двадцать лет он существует как физическое тело – без движений, без эмоций, вне времени и самой жизни. Артист Вадим Пожарский до финала сохраняет это острейшее состояние «глубокого нейтралитета» человека, который остается невольным средоточием неизбывной трагедии.

Мама его, Евгения Петровна, несет чисто русское смирение, способность существовать в крайне тяжелых обстоятельствах, не теряя достоинства и душевного покоя. Для героини Елены Анисимовой главное – созидательное начало души, закаленной тягчайшими испытаниями.

Люди вокруг, движимые «здоровым эгоизмом», озабочены своими неприятностями. Режиссерская и актерская зоркость многое делают узнаваемым и увлекательным.

Забавны наивные потуги забомжевавшего поэта Федора (Игорь Марченко), подобно Актеру из пьесы «На дне», возродить в себе творца. Эти порывы постоянно окрашены у него в лирико-эксцентричные тона.

Вызывают умиление ностальгические придыхания явившегося из далекой Австралии якобы успешного эмигранта Бориса (Константин Денискин). Весьма эффектна в своей постоянной самоподаче бывшая королева красоты Анна, в исполнении Ксении Хаировой дама цепкая, бывалая, знающая свою силу, всегда готовая яркой репризой парировать любые нападки.

Благородный и деликатный священнослужитель Михаил Николая Лазарева несет свою интонацию неназойливого внимания, умеет нейтрализовать чужую агрессию, но его склонность к компромиссам тоже очевидна.

Ярчайшей фигурой становится здесь типичный олигарх Виктор, в характере которого артист Николай Козак открывает многообразные противоречия: цинизм и темперамент, мужскую притягательность и готовность к драке, неумелую нежность и неожиданную беззащитность.

В центре лирико-драматической коллизии (тайна отцовства!), относящей зрительскую память к самым умопомрачительным телесериалам, оказывается школьная учительница Светлана, озабоченная судьбой отбившейся от рук дочери. Наталья Лоскутова смело играет существо, явно траченное цинизмом, но не теряющее обаяния, психологической устойчивости, а значит и здравомыслия. Чтобы узнать, кого Светлана в конце концов объявит отцом своей дочери, стоит досидеть до финала.

Однако интерес к происходящему оправдан не только крутой мелодрамой, но и очевидным удовольствием, какое получают артисты от подробно проработанных режиссером ролей. Порой они играют с явным перебором эмоций, но тут действительно есть что играть: каждому персонажу дана увлекательная предыстория и занятная перспектива.

Зрители, в свою очередь, ценят мелодраматические эффекты, это льстит их самолюбию. И даже если признать, что сюжетные приемы пьесы не слишком изящны, все же очевидно, что «потерпевшие» претензий не имеют.

А.Иняхин, ж-л "Страстной бульвар", №4, 2009 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет