Центральный Академический Театр Российской Армии

www.tarmy.narod.ru

АвторСообщение
Администратор




Пост N: 6706
Зарегистрирован: 10.10.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.16 21:51. Заголовок: Блик, подаренный судьбой. Вспоминая Павла Цитринеля


Блик, подаренный судьбой. Вспоминая Павла Цитринеля

... Сентябрь 1968 года. Открытие очередного сезона в Центральном академическом Театре Советской Армии, но на этот раз волнение царит необычайное - в спектакле «Учитель танцев», традиционно открывающем новый сезон, впервые играет молодой состав! Они уже сыграли этот спектакль во время гастрольной поездки, но сегодня - совсем другой случай, свои зрители, привыкшие к составу, в котором блистали подлинные звезды, заставляя вновь и вновь стремиться на «Учителя танцев»: Владимир Зельдин и Михаил Майоров, Любовь Добржанская и Рафаил Ракитин, Генриэтта Островская и Марк Перцовский...

Наверное, я запомнила этот вечер навсегда, потому что именно тогда открылась для меня главная тайна и сила театра: братство, единство, умение поддерживать друг друга во всем - ведь почти все исполнители прежнего состава столпились за кулисами, а Генриэтта Островская даже влезла на лестницу балкона, с которого новая служанка Лисена должна была петь свою песенку о «красотке андалузке», и подпевала ей, а Михаил Майоров после каждого ухода своего «молодого двойника», Павла Цитринеля, за кулисы, клал ему руку на плечо и сдержанно произносил: «Молодец, правильно...». Конечно, наверное, всем им было в этот вечер немного грустно, что постарели, а герои их остались молодыми, но верили, что еще будут играть время от времени любимый ими и зрителями спектакль. Но желание поддержать было сильнее грусти...

Федор Чеханков (Альдемаро), Павел Цитринель (Вандалино), Алина Покровская (Фелисиана), Валентина Савельева (Флорела), Михаил Еремеев (Белардо) - до чего же были они молоды, красивы, сколько темперамента, энергии, задора было в каждом движении, в каждом обмене репликами! Это невозможно «изъять» из памяти, сохранившей навсегда сентябрьское событие без малого полувековой давности...

Когда на сцену вышел Павел Цитринель - ослепительно красивый, голубоглазый, в шляпе с пером, в изысканном костюме, те, кто еще не знал содержания пьесы, наверняка решили, что Флорела не сможет отказать этому молодому мужчине, наделенному, как казалось, всеми возможными достоинствами. Кроме одного - ума, а еще проницательности. Цитринель играл так, что постепенно этот безукоризненный красавец начинал напоминать самовлюбленного павлина, раскрывшего широкий разноцветный веер хвоста и более прочего озабоченный красотой собственной персоны. А к финалу его становилось по-настоящему жаль - одураченного, утратившего свой лоск, почти жалкого в бегстве из дома отца Флорелы.

Это была уже не первая роль молодого артиста на сцене Театра Советской Армии, куда он пришел в 1963 году после Театрального училища им. Б.В. Щукина. Он был в равной степени достоверен и естествен в ролях комедийных и драматических, в тех, где требовалась подлинная психологическая глубина, и в тех, где опыт вахтанговской школы помогал в искусстве представления. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить такие разные спектакли, как «Белокурая бестия» и «Укрощение строптивой», «Дикий капитан» и «Камешки на ладони», «Влюбленный лев» и «Океан», «Ринальдо идет в бой» и «Бесприданница (он сыграл в этом спектакле и Паратова, и Вожеватова), «Ночью без звезд» и «Моя профессия - синьор из общества», «Макбет» и «Ринальдо идет в бой», «Давным-давно» и «Кортик».

Спектакли с участием Павла Цитринеля трудно перечислить - так их много было за почти тридцатилетнюю службу театру, ставшему для артиста родным домом. А еще была и большая и разнообразная творческая деятельность: концерты, с которыми он объездил многие города Советского Союза, записи на радио, дикторская работа, съемки в кино. Он был по-настоящему, по-хорошему ненасытен в любимой профессии, для которой, кажется, и был создан. И был по-настоящему востребован.

Но так сложилось, что в 1990 году Павел Цитринель уехал с семьей в Израиль. Вряд ли надеялся на что-то серьезное хотя бы в ближайшее время, но это серьезное случилось: уже через два месяца он вышел на сцену прославленного национального театра Габима и, не зная языка, заговорил на иврите. По слухам, это было расценено «труднодоступной израильской богемой» как профессиональный подвиг.

А ведь, если всерьез, это и был подвиг - жертвоприношение профессии, долгу.

Прожив в Израиле 18 лет, Павел Цитринель выходил и на другие сценические площадки, был занят в спектаклях русскоязычных антреприз Семена Злотникова и Александра Каневского, поставил и вместе с Мариной Мушкатиной сыграл в «Последнем пылком влюбленном» Нила Саймона. Но сведений об этих спектаклях и его игре до досадного мало, остается судить о чем-то лишь по фотографиям.

Вглядываясь в них, я все равно вижу черты лица молодого, влюбленного в свое дело, очень красивого человека. Доброжелательного, оставшегося верным своим далеким друзьям до самого конца.

Почему-то тогда, в 60-70-х годах, словно четыре мушкетера, воспринимались Александр Белоусов, Михаил Еремеев, Николай Абрашин и Павел Цитринель. Может быть, и не такими близкими друзьями они были, но, ровесники, держались вместе и казались близкими друг другу. Впрочем, у Павла Цитринеля со всеми складывались добрые отношения - он был мягким, улыбчивым, приветливым. Он был очень хорошим человеком...

Трех первых из названных нет уже давно. И вот в последние июньские дни ушел и Павел. Он умер в Канаде, где жил в последние годы в окружении бесконечно любящих жены, сына, внуков. Тяжело болел, но мужественно переносил все испытания. И навсегда останется в моей памяти светлым и ясным бликом, подаренным судьбой, не слишком щедрой на подарки.

Главное - не только в моей, в памяти тех, кого известие о его уходе глубоко потрясло и, наверняка, вызвало множество самых теплых воспоминаний об этом человеке...

Наталья Старосельская, журнал "Страстной бульвар", №191, 2016г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет