Есть премьера!
Тема Великой отечественной войны - тема святая! К ней тяжело прикасаться, ибо надо быть точным в формулировках, интонациях, мимике, выборе, чтобы то, что создаешь на эту тему, не выглядело фальшивым. Вдвойне тяжко препятствие, когда историческим грузом давят великая театральная постановка и не менее выдающийся фильм. Надо отдать должное Борису Морозову и его помощникам - Валерию Абрамову и Олегу Бурдину - им почти все удалось. Во всяком случае спектакль заслуживает как минимум твердой четверки! Ненавязчивое и органичное оформление сцены, минимум звуковых примет военного времени, когда горе и ужас передаются атмосферой, создаваемой артистами, не режущие взгляд костюмы, а главное - практически по всем ролям точный выбор актеров - придают ощущение того, что спектакль получился!
Несколько пацанская природа Татьяны Морозовой мешает быть чуть более женственнее ее Веронике. В 18 лет влюбленная девушка (а уж тем более позднее, в эвакуации) не бегает, как сорванец! Но это, пожалуй, единственный минус Морозовой. Уже сейчас видно, как меняется актриса по ходу развития действия, превращаясь из веселой и беззаботной барышни в женщину, у которой отсутствует интерес ко всему окружающему, которая не замечает, что муж ей изменяет (да и неинтересно ей это), и все, что дорого ей в жизни - это белка, подаренная Борисом. Пока еще это отчуждение от внешнего мира не столь глубоко проигрывается (проживается) Татьяной, но ведь прошел только один официальный спектакль, и, уверенна, что со временем все встанет в ее игре на свои места.
Как прекрасна Ольга Вяликова в роли Анны Михайловны Ковалевой! Как веришь этой женщине, которая еще так недавно, все лишь в 1941 году, была счастлива и молода, у нее был муж и сын, а теперь, мгновенно постаревшая, занимая время и мысли лекциями в техникуме, она живет надеждой увидеть живым и здоровым единственного оставшегося на этом свете родного человека - сына!
Юрий Сазонов (сын Ковалевой) как будто родился для таких ролей, какие он играет в "Севастопольском марше", "Соловьиной ночи" и теперь вот в "Вечно живых". Простой, обычный герой, потом и кровью которого наша страна победила в ВОВ.
Мария Морецовна Скуратова - настоящая хранительница семейного очага, настоящая бабушка, сглаживающая все неприятности, боящаяся принести боль родным людям, берегущая память о внуке!
Трусость, мелочность, зависть, отчасти беспринципность Марка, переданные Николаем Лазаревым отчетливо дают понять, за что его не любят и презирают!
Ксения Хаирова мгновениями повторяет себя же из "Странной миссис Сэвидж" и "Поздней любви", но в сущности, у Монастырской есть что-то общее с той же Лебедкиной. Не очень сильно выражена тоска героини по потерянной ленинградской жизни и отчаяние от невозможности ее чем-то для себя интересным заполнить. Но в целом не плохо!
Денис Демин (Миша), Екатерина Сахарова (Таня), Алена Фалалеева (Варя), Елена Анисимова (Нюра), Сергей Иванюк (Кузьмин) откровенно потрясли выражением своих актерских способностей. Было очень неожиданно их такими увидеть! Превосходное перевоплощение! Сыграли здорово!!! Демин, так вообще, выше всяких похвал!
Анна Киреева сыграла Любу просто и уверенно, большего и не требовалось! Умничка!
И, наконец, о главном! Уже пять лет я знаю, что в ЦАТРА есть очень хороший актер Валерий Абрамов. Я это не просто знаю. За эти годы я посмотрела (и ни один раз) все спектакли с его участием! Они были крепко сыграны! Бывали и минуты откровений, как однажды, в спектакле "Много шума из ничего", Валерия Владимировича посетило Божье вдохновение! Но после того, что Абрамов продемонстрировал вчера, я не сразу успокоилась! И сейчас я не уверенна, что смогу точно выразить словами свои эмоции по поводу увиденного! За три часа Валерий Владимирович прожил расставание, усталость, надежду, стыд, возмущение, горе и снова надежду, радость. И нигде не соврал. В каждое мгновение ему верилось. Как он прощался с сыном, как отреагировал, когда услышал от Кузьмина, что Борис отказался от брони, как радовался успехам дочери, как до самой последней секунды в его глазах жила надежда на то, что сын жив, и как в этих же глазах видно горе, в одно мгновение сменившее надежду, после того, как в протянутой Ириной фотокарточке Володя узнает Бориса. Как рождается стыд за племянника после рассказа Чернова, перерастающее в возмущение, а затем и презрение к Марку, и появляются слезы, как сознание несправедливости жизни и смерти! Как открыто его сердце, как он добр и великодушен и Веронике, как робко у него рождается привязанность к Анне Михайловне! Как ему хочется счастья, когда он переступает порог московской квартиры после возвращения из эвакуации! А еще... еще "заветная в шкафчике на полочке". Валерий Абрамов просто переворачивает зрителя своей фантастической игрой! Федор Бороздин - несомненный подарок судьбы в юбилею артиста! Браво!!!!!
Все перечисленные артисты смогли заставить поверить, что ты наблюдаешь не их на сцене, а обычную семью времен ВОВ! Зритель полностью погружается в историю Бороздиных, и в 40-е годы прошлого века, без остатка!
Низкий поклон всем поздателям спектакля, в том числе постановочной части!